Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

«Мы создали собственную социальную среду»: как восстанавливают воинов в больнице Святителя Луки

Решением правительства Санкт-Петербурга медучреждение включено в маршрутизацию ветеранов и военнослужащих СВО, нуждающихся в медицинской реабилитации
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

О том, как это происходит, рассказал руководитель центра медицинской реабилитации и заведующий отделением медицинской реабилитации взрослых с нарушением функции ЦНС, врач-невролог, врач физической и реабилитационной медицины кандидат медицинских наук Сергей Забиров.

На стыке специальностей

Больница принимает на реабилитацию пациентов из всех регионов России. Профильная работа по диагностике и восстановительному лечению спинальной травмы ветеранов СВО здесь ведется с 2022 года, когда больница начала принимать ветеранов из Донбасса. Поэтому включение стационара в программу реабилитации не стало для профессионалов чем-то новым – они были уже готовы.

«Мы сами к этому стремились, мы видели, что это направление будет очень востребовано. Это проблема мало кем охвачена. Реабилитация в нашей клинике отличается тем, что у нас объединены и неврология, и непосредственно реабилитация. В других стационарах, как правило, этим занимаются отдельные структуры неврологического и реабилитационного профиля, то есть подход узкопрофильный. Мы же сами принимаем пациента, сами верифицируем проблему, сами лечим и восстанавливаем», – рассказывает Сергей Забиров.

Реабилитация после боевых травм – очень сложная категория проблем, требующая современного подхода в рамках определения потенциала к восстановлению и курации этих непростых пациентов. Здесь задействованы аспекты хирургических и тромбоэмболических осложнений у пациентов с поражениями ЦНС, нейроурологии, которая находится на стыке специальностей, объединяя урологические проявления неврологических заболеваний и травм, а также непосредственно урологии, являющейся профильным направлением этой больницы.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Стационар в стационаре

Сергей Шамилевич Забиров – военный врач, окончивший Военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова. Поэтому он отлично знаком с правилами медицинской сортировки. По его словам, система маршрутизации раненых сейчас работает четко.

«Начиная с сортировочного этапа в зоне боевого соприкосновения и заканчивая нами – все ориентируются на прописанные десятилетиями военные этапы эвакуации. Это работает и сейчас по военным законам, включая нашу гражданскую среду. Раненый попадает в госпиталь, а затем по решению клинического отдела переходит на дальнейшее восстановительное лечение исходя из нозологий. В Петербурге реабилитацией занимаемся в основном мы и Госпиталь для ветеранов войн», – уточняет доктор.

Сергей Шамилевич называет свой центр реабилитации «стационаром в стационаре». После опыта отделения реабилитации, которое во время пандемии COVID-19 несколько раз переформатировалось и работало в режиме «красной зоны», сформировалась команда профессионалов, которые могут работать совершенно самостоятельно и с самыми разными категориями больных.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Отношение медицинское, человеческое

«С бойцами непросто, это люди из другого измерения, с другой психологической ментальностью, и все они очень разные. Военнослужащие Минобороны, мобилизованные, добровольцы, контрактники, бойцы различных ЧВК, есть иностранцы. Нам пришлось создать собственную социальную среду, в которой растворяются те или иные особенности, и люди постепенно начинают ей соответствовать. В начале каждый приходит со своими особенностями, проблемами. Некоторые настолько закрыты, что и за месяцы не достучаться. Но постепенно люди оттаивают, они видят отношение к себе, нормальное человеческое отношение. Медицинское отношение. Это дает успех. Большинство успешно социализируются. Мы сначала сами не верили, что можно их души излечить», – вздыхает Сергей Забиров.

В этом он видит заслугу команды, которая, имея опыт работы с высочайшей физической и психоэмоциональной нагрузкой во время пандемии, прошла проверку на прочность. Тогда пациенты тоже жаловались, переживали, боялись умереть, не знали, как жить дальше.

«И этот опыт нам пригодился. Мы уважаем заслуги наших бойцов, мы уважаем каждого из них, но и растворяться полностью в личных переживаниях, обидах мы не можем. И они постепенно приходят к нормальной системе ценностей», – говорит Сергей Шамилевич.

В центре реабилитации с ранеными постоянно работают 3 психолога и один психотерапевт. Кроме того, приходят четыре психолога-волонтера, которые оказывают социальную помощь, общаются, разговаривают.

«Ребята с удовольствием идут на контакт. Сначала не хотели, потом слух пошел, что это нормальная история. Удивительно: мы видим, что женщины-психологи имеют какой-то природный путь к душе военнослужащего. Мы не имеем права знать, о чем была беседа, но у нас хорошая динамика в плане результатов по ПТСР», – уверяет руководитель.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Вера в восстановление

Медики выражают огромную благодарность благотворительным фондам и НКО, которые всесторонне помогают в реабилитации начиная с поставки медикаментов, комплектующих, средств реабилитации до помощи в спортивных тренировках, социально-психологической реабилитации, отдыхе.

«Фонд «Сильнее себя», «Общее дело», «Своих не бросаем», «За други своя» и другие оказывают бесценную помощь и поддержку. Огромное им спасибо. Улучшилось взаимодействие и с государственными структурами, например с медико-социальной экспертизой, они оказывают колоссальную методическую помощь. Им удалось справиться с формализмом, теперь процедуры оформления идут быстро и эффективно. Четко работают отделы ВМА им. Кирова, другие стационары. Вся машина работает, и это очень приятно», – уверен Сергей Забиров.

По словам врача, очень многое зависит и от самого человека. Бывают случаи, когда даже опытные медики разводят руками.

«Был пациент со спинальным повреждением, серьезное ранение позвоночника и спинного мозга. Предыдущий этап предрекал инвалидизацию, но спустя 4 месяца пребывания у нас он выписан и уехал к себе в Дагестан на своих ногах. У пациентов со спинальными травмами, действительно, бывает, когда даже мы не знаем, чем закончится история. И самых, казалось бы, безнадежных, поднимает на ноги вера в восстановление», – убежден врач.