Бобры в деле при любой погоде: инженерные войска России отмечают 324-летие
«Бобры» – именно так незатейливо называют военнослужащих инженерных войск, которые занимаются наведением переправ. Их работа необходима для подразделений, передвигающихся по местности, обеспечивающих огневое прикрытие или же ведущих штурмовые действия, а также сталкивающихся с необходимостью наведения переправы через реку. Сырая пасмурная и почти бесснежная зима не способствует работе, но «бобры» не боятся замочить ног, а при необходимости они готовы войти в ледяную воду и по пояс.
В этом году, 21 января, все военные инженеры в числе которых входят сапёры, фортификаторы и герои сегодняшней публикации – понтонёры, отмечают годовщину создания этого вида войск. Его представители ведут свою родословную с 1701 года, когда была основана Школа пушкарского приказа или Школа математических и навигацких наук, как называл её император Петр I.
Традиция наводить мосты, а не обходить водные преграды появилась в России тоже достаточно давно. Тогда для прорывов по водной глади использовались парусиновые понтонные переправы, которые представляли собой деревянный каркас, обтянутый тяжёлой плотной тканью. Полноценно эта «техника» пригодилась русской армии, когда Российская империя начала военные действия против Пруссии из-за союзнических обязательств перед Австрией в ходе Семилетней войны. Именно она помогла перебрасывать конницу и пушки через небольшие устья рек.
С тех пор многое изменилось, но дело не просто живёт, но и активно развивается. Весь процесс наведения понтонной переправы в среднем занимает от восьми до двадцати минут в зависимости от ее протяжённости. В реальной боевой обстановке каждая секунда на счету, и поэтому скорость и слаженность личного состава крайне необходимы для доведения действий экипажей.
На позиции командир с позывным «Бур» объясняет личному составу алгоритм действий. Его импровизированная указка, наскоро вырезанная ножом из веточки, показывает подчинённым на условные обозначения в курском чернозёме.
– Прежде чем начинать процесс раскладывания понтонов, мы должны убедиться в безопасности. Проводится инженерная разведка, в первую очередь осматриваем местность на наличие взрывоопасных предметов и ловушек. Противник хитёр и изворотлив. Мы должны предусмотреть всё на пути к преграде, – объясняет «Бур». – За следующим бугорком будет низина и пойма реки, и туда противник может отправить ударные дроны, стоит нам только появиться на берегу. Чтобы такого не произошло, мы запрашиваем прикрытие у артиллеристов. И только после того, как «пушкари» как следует «отутюжат» противоположный берег и позиции «тараса», откуда гипотетически может «прилететь», бойцы проводят инженерную разведку водной преграды.
Она включает в себя определение основных параметров: ширины, глубины реки, определяются берега и проверяются подъездные пути. Также важно состояние и рельеф дна, так как от этого напрямую зависит какую технику понтонёры смогут использовать. Инженерные войска в ходе проведения специальной операции наводят переправы с шириной проезжей части – в шесть с половиной метров, что позволяет технике двигаться по ней со средней скоростью в 30 километров в час. По словам «Бура», самыми распространенными на сегодняшний день являются паромные переправы, состоящие из трех звеньев, где каждое выдерживает вес до 20 тонн. В зависимости от ширины преграды количество звеньев также может варьироваться и вес пропускаемой техники также совокупно изменится.
Бойцов понтонных подразделений инженерных войск на линии фронта неслучайно называют «бобрами». Причин этому прозвищу целый комплекс: во-первых, зачастую во время установки переправы львиную долю времени им приходится проводить в воде, постоянно перемещая и подгоняя звено понтона, то по колено в воде, то по пояс. Во-вторых, из-за специальных спасательных жилетов, в которых они работают. Ну, и в-третьих, потому что под огнём неонацистов бойцы, прячась от пуль, порой ныряют с головой в студёную воду, скрываясь от осколков, но всё равно упорно продолжают свое дело.