Заслуженный тренер России бывший игрок «Зенита» Алексей Стрепетов отметил свое 75-летие
Карьера Алексея Стрепетова – десять сезонов выступлений за «Зенит», работа тренером с дочерней командой и дублирующим составом сине-бело-голубых, в которых начинали будущие звезды, а также создание фонда помощи ветеранам ленинградского футбола.
ПОБЕЖДАЛИ ЧЕМПИОНОВ
Уроженец Колпино, воспитанник клуба «Ижорец», он был приглашен в «Зенит» в 1967 году после того, как ярко сыграл за сборную Ленинграда на Всесоюзной спартакиаде школьников.
«Тогда я играл и в хоккей, меня тренер СКА Николай Георгиевич Пучков заметил, приглашал к себе, так что я мог стать и хоккеистом. Но футбол в те годы был настоящим праздником. Попасть в 17 лет в главную команду города – это казалось несбыточной мечтой. Незабываемым был дебют – в матче с московским «Динамо» 28 апреля 1968 года. Стадион имени Кирова, 90 тысяч зрителей, солнечный день», – вспоминает Алексей Александрович.
«Зенит» в те годы, когда за него выступал Стрепетов, не относился к грандам, хотя был для них неудобным соперником.
«Мы на своем поле не раз выигрывали у сильнейших команд Советского Союза. Футболисты киевского «Динамо» тогда в полном составе выступали за сборную СССР, все звезды – Олег Блохин, Виктор Колотов, Владимир Онищенко, Леонид Буряк, Владимир Мунтян, Владимир Веремеев. А мы их побеждали. В 1973-м нам удался хороший матч, Анатолий Зинченко забил киевлянам два мяча, «Зенит» выиграл – 2:1. В следующем году мы тоже их обыграли – 2:0. Хорошо помню победу над очень сильным в те годы ереванским «Араратом» с крупным счетом 5:0. В 1974-м «Зенит» отлично провел первый круг, шел на втором месте, я стал лучшим бомбардиром команды в том сезоне. Особенно мне нравится мой гол «Карпатам» в Ленинграде, я тогда после наигранной комбинации с Павлом Садыриным и Юрием Загуменных вышел один на один с вратарем и забил», – рассказывает ветеран.
АНЕСТЕЗИЯ В АФРИКЕ
В 1960-1970-е «Зенит» регулярно поощряли зарубежными поездками.
«В Европу мы тоже ездили, особенно часто в Германию – и в ГДР, и в ФРГ, на международном турнире в Италии выступали, в Болонье. Но больше всего запомнилось турне по Африке в конце 1969 года. Тогда сыграли в трех странах – Уганде, Замбии и Эфиопии. В те времена международные товарищеские матчи были очень важными и престижными, соперники играли против нас в полную силу, а наши дипломаты предупреждали, что лучше не обижать хозяев. В Замбии на игру пришел приветствовать нас президент страны, а в Эфиопии тогда была монархия и на стадионе в ложе смотрел футбол император Хайле Селассие, а рядом с ним сидели два прирученных льва. Нам устраивали поездки к диким племенам, правда, они были уже не совсем дикие – продавали сувениры, маски. В Уганде соперником была сборная полиции, и нам устроили прием в местной тюрьме с концертом заключенных. В Эфиопии у меня зуб заболел, меня отвели к стоматологу, тот сказал, что надо зуб удалять. Человек из нашего посольства попросил меня терпеть и делать вид, что мне не больно. Но притворяться не пришлось – врач сделал обезболивающий укол такой силы, что я ничего не почувствовал. Когда же я вышел с окровавленным лицом из кабинета, то африканцы, которые сидели в очереди, на меня смотрели с каким-то восторгом. Я этого не понял, а потом узнал, что стоматологи обычно лечат местных жителей без какой-либо анестезии», – смеется бывший футболист.
ОБЕЩАЛИ ТЕЛЕВИЗОРЫ
В осеннем чемпионате СССР 1976 года «Зенит» добился лучшего результата за многие годы.
«В последнем туре играли с «Карпатами» во Львове. А ситуация на финише складывалась так, что если «Карпаты» побеждают, то занимают второе место, делают ничью – у них бронза, выходят в Кубок УЕФА, а «Зениту» выигрыш давал пятое место, за которое присваивали звания мастеров спорта. Весь Львов приготовился к празднику, а мы его испортили. Мы были очень хорошо готовы, Саша Маркин, который тогда стал лучшим бомбардиром чемпионата, перед игрой так и сказал: «Порвем эти «Карпаты». После первого тайма ведем 2:0, в перерыве в раздевалку приходит целая делегация львовян, просят не выигрывать, обещают каждому по цветному телевизору, но во втором тайме мы забили еще гол и выиграли 3:0. Больших денег в «Зените» не платили, играли, как шутили над нами ребята из других команд, «за Эрмитаж, за Медный всадник», но мы действительно любили свой город, – делится сокровенным юбиляр. – Знаете такую песню, ее «Поющие гитары» исполняли: «Зари розоватый багрянец окрасил родную Неву. Я счастлив, что я ленинградец, что в городе славном живу» Мы, когда в самолете к Ленинграду подлетали, хором ее затягивали».