Семен Багдасаров: «Россия заинтересована в усилении сотрудничества с Ираном»
Президенты России и Ирана Владимир Путин и Масуд Пезешкиан в пятницу, 17 января, подписали важнейший документ в истории российско-иранских отношений – Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве.
Переговоры глав государств прошли в Кремле, стороны обсудили вопросы торгово-инвестиционной, транспортно-логистической и гуманитарной сфер сотрудничества. Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков подчеркнул, что подписание Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве было важнейшей составляющей визита президента Пезешкиана.
По словам директора Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семена Багдасарова, документ изначально планировалось подписать еще в 2024 году.
«Иранцы намеренно затянули с его подписанием – они ожидали результатов президентских выборов в США, надеясь, что у власти останутся демократы. По ходу предвыборной кампании в Америке иранский президент Масуд Пезешкиан постоянно контактировал с экс-главой МИД Ирана Мухаммедом Зарифом, известным сторонником «замирения» с США. В Иране очень надеялись хотя бы на частичное снятие Западом экономических санкций, наложенных на страну. Эти рестрикции сегодня действительно серьезно тормозят ее развитие. Но в США победил Трамп, надеяться Тегерану стало, по сути, не на что. Там сразу же вспомнили про всеобъемлющий договор с Россией и выразили готовность его подписать», – сообщил Багдасаров.
По словам политолога, экономически этот договор выгоден России, которая после разрыва отношений с Европой делает ставку на развитие стратегического транспортного коридора «Север – Юг», проходящего в том числе через территорию Ирана.
«Также Россия заинтересована в увеличении перевалки своих грузов через иранские порты, вроде Бандер-Аббаса. Другой вопрос, что может в ближайшие годы происходить с самим Ираном – на фоне того, что в команде Трампа грозят резко ужесточить санкции против Тегерана. При этом США требуют от иранцев свернуть не только ядерную программу, но и ракетную. А также вообще изменить свою внешнюю политику на Ближнем Востоке. В случае, если Трамп сделает Иран одной из «точек приложения усилий» в своей санкционной политике, эту страну ждут большие экономические трудности. В этих условиях всестороннее сотрудничество с нами во многих сферах станет для иранцев критически важным», – прогнозирует эксперт.
Что касается военно-технического сотрудничества, то нынешнее иранское правительство не станет проявлять в этом плане такую же активность, как предыдущее.
«При покойном президенте Раиси ситуация в Тегеране была принципиально иной. Тогда иранские власти действительно немало сделали для усиления военного сотрудничества с РФ, в том числе в сфере производства и использования дронов, в сфере ракетных вооружений и т.д. Правительство Пезешкиана может быть значительно меньше заинтересовано в подобном сотрудничестве с нами. Особенно под угрозой введения новых американских санкций», – заключил Семен Багдасаров.
Президент России Владимир Путин подчеркнул, что Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве является прорывным документом. Он подчеркнул, что РФ и Иран намерены вывести отношения на качественно новый уровень. В договоре поставлены амбициозные задачи и намечены ориентиры по углублению двустороннего сотрудничества на долгосрочную перспективу по вопросам безопасности, в торгово-инвестиционной и гуманитарной областях.