Композитор Александр Чайковский: «Сейчас я затрудняюсь сказать, москвич я или петербуржец»
– Александр Владимирович, о Рерихе-художнике слышали все. А вот о его пьесе – немногие. Как родилась идея ее создания?
– Действительно, большинство зрителей никогда не слышало о том, что наш великий художник написал пьесу «Милосердие», кстати, единственную в его творчестве. Поэтому люди, узнав об этом, так же, как и я, испытали настоящий шок. Такое ощущение, будто эта пьеса написана вчера вечером – настолько актуальны поднятые в ней темы. Лично на меня, когда я ее прочел, она произвела просто ошеломляющее впечатление.
У оперы достаточно необычный сюжет. По большому счету, это такая философская история о судьбах мира, как это ни громко звучит. Размышление на темы жизни и смерти. По сути, это притча-былина, которая особенно актуальна в связи с сегодняшними событиями. Либретто мы создавали вместе с Николаем Денисовым.
– Как шла работа над таким необычным произведением?
– Очень трудно. Несмотря на то, что Рерих был очень театральным человеком и, как художник, оформил массу спектаклей, он едва ли представлял, что когда-нибудь его сугубо драматическая пьеса ляжет в основу оперы. Поэтому иногда нам приходилось решать настоящие головоломки и думать, как положить все это на музыку и какие новые ходы придумать.
– И что вы сделали, чтобы зрители поняли и приняли это непростое для восприятия произведение?
– Если говорить о музыке, то мне казалось, что здесь она должна быть очень разной. Чтобы зритель, он же слушатель, имел возможность переключиться с какого-то одного стиля и жанра на другой. Чтобы он все время подхлестывался какими-то любопытными нетривиальными для него приемами. Например, наряду с обычными вокалистами у нас показаны и бандиты, которые не поют, а занимаются только мелодекламацией. Ритмически в этом есть интересный контраст. А поскольку опера не может существовать без женского голоса, мы добавили лирическую интригу и женские партии.
С точки зрения композиторских приемов в опере используются многие выразительные средства. Приемы электронной музыки соединяются с атональной, традиционной и даже рок-музыкой.
– Премьера оперы состоялась в Концертном зале Мариинского театра. И хотя родились вы в Москве, Петербург для вас тоже не чужой город.
– Впервые я приехал в Ленинград первокурсником, участвовал в концерте в консерватории. Город меня потряс, и я всем сердцем полюбил его. Потом получил заказ оркестровать музыку Грига для балета «Фея Рондских гор». А в 1979 году меня пригласил хореограф Олег Виноградов сочинить балет «Ревизор» для Кировского театра (Мариинского театра), где в течение десяти лет я был советником по репертуару. Потом работал приглашенным профессором Петербургской консерватории, а с 2005 года по 2008 год стал ее ректором.
Я очень люблю Мариинку-3, где и состоялась наша премьера, и считаю, что по акустике это один из лучших залов в мире. Здесь уже есть свои музыкальные традиции и своя публика. То, что это удалось сделать Валерию Абисаловичу Гергиеву, просто замечательно. В этом зале идут очень интересные и разнообразные программы, есть место классике и опере, сольным концертам и авангардной музыке. В общем, я очень люблю эту сцену, на которой мои концерты звучат и сегодня.
Сейчас я затрудняюсь сказать, москвич я или петербуржец. В столице – работа. В Москве я служу художественным руководителем Московской филармонии, заведующим кафедрой композиции в Консерватории и являюсь председателем Совета Союза композиторов России. А в Петербурге моя семья, здесь родился мой сын, здесь я сочиняю музыку. Поэтому каждый город дорог мне по-своему.
– А как начинался ваш музыкальный путь? Какую роль в вашей судьбе сыграл ваш дядя – известный композитор Борис Чайковский?
– Он оказал на меня большое влияние. Когда я учился в Центральной музыкальной школе, мы жили вместе в коммунальной квартире и тесно общались. Особенно мне, школьнику, нравилось, что композиторам не надо заниматься на рояле по несколько часов, что они более свободные люди, чем исполнители. Поэтому, когда я, уже учась в московской Консерватории, перетрудил правую руку (готовился к конкурсу в Париже) и не мог заниматься, то от нечего делать написал несколько романсов. С этого все и началось.
Значимым произведением для меня стал Первый Виолончельный концерт, который я написал еще аспирантом в 1975 году. Он был хорошо принят и стал репертуарным.
– Вы завершили огромный труд. Сейчас, наверное, можно немного отдохнуть?
– У меня на это нет времени. Уже одновременно с оперой Рериха было несколько заказов. А сейчас я практически заканчиваю партитуру над оперой по произведениям Виктора Астафьева. Премьера, которую мы посвятим 80-летию Победы, запланирована в день рождения писателя, первого мая 2025 года. Она должна состояться в Красноярском театре оперы и балета, ведь Астафьев – уроженец этих мест.
Я сам написал либретто на основе его повестей «Звездопад», «Пастух и пастушка» и пьесы «Прости меня». Рабочее название оперы в двух действиях – «Любить на войне». Она повествует о драматических историях любви, которые описаны в этих двух повестях, и о грандиозной силе духа женщин.
Я перечитал все 15 томов Астафьева, который сам вышел из войны. И еще раз убедился в том, насколько злободневна эта тема. Мне очень хотелось, чтобы и в «Милосердии», и в астафьевской опере люди увидели всепобеждающую силу любви.
Справка
Александр Чайковский, народный артист РФ, председатель Совета Союза композиторов России, профессор московской консерватории, председатель Общественного совета при Министерстве культуры.
Чайковский – один из самых активно работающих композиторов нашего времени, завоевавший признание в России и за рубежом. Он написал 13 опер, 3 балета, камерные сочинения, концерты, симфонические и вокально-симфонические произведения.