«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской»: сегодня исполняется 230 лет со дня рождения писателя и дипломата Александра Грибоедова
Сегодня исполняется 230 лет со дня рождения Александра Грибоедова, поэта, музыканта и государственного деятеля. Как писал Александр Пушкин, комедия «Горе от ума» поставила его в ряд с первыми поэтами эпохи. Она до сих пор не сходит со сцен ведущих театров России. Свою дипломатическую карьеру он строил на Кавказе, а погиб в Тегеране.
«Полюбите мою Ниночку. Хотите ее знать? В Malmaison, в Эрмитаже, тотчас при входе, направо, есть Мадонна в виде пастушки Murillo – вот она», – писал Александр Грибоедов своей приятельнице Варваре Миклашевич в сентябре 1828 года. До его страшной гибели оставалось всего четыре месяца.
Нет ничего завиднее
Александр Грибоедов, 230-я годовщина со дня рождения которого отмечается 15 января, соединил в себе таланты поэта и дипломата, музыканта-композитора и государственного деятеля.
«Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, – все в нем было необыкновенно привлекательно… Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. ...Совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником. Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил… Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя… была мгновенна и прекрасна», – писал Александр Пушкин в путевом очерке «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года».
Грибоедов ушел из жизни в 34 года, за полгода до трагедии он женился на прелестной юной грузинской княжне Нине Чавчавадзе. «Грибоедов до тех пор не испытывал еще ни одной глубокой и сильной привязанности», – писал критик и мемуарист Александр Скабичевский в биографическом очерке «А. С. Грибоедов, его жизнь и литературная деятельность» (1893).
Прекрасная княжна
Нина была старшей дочерью князя Александра Чавчавадзе, представителя знатного грузинского рода, крестника императрицы Екатерины Великой, участника войны 1812 года.
Можно сказать, что она какое-то время росла на глазах у Грибоедова, – переведенный в 1822 году из Персии в Тифлис, он бывал в доме Прасковьи Ахвердовой, где воспитывалась Нина, и, будучи прекрасным музыкантом, занимался с девочкой игрой на фортепиано. Спустя пять с половиной лет по дороге в Тегеран он вновь увидел Нину. Теперь это была стройная, грациозная темноволосая девушка с правильными чертами лица и карими глазами.
Мрачные предчувствия
Бракосочетание Александра и Нины состоялось 22 августа 1828 года. Венчание происходило в Сионском соборе. Грибоедова, еще не оправившегося от недавней болезни, лихорадило, и он уронил обручальное кольцо. На дурную примету постарались не обращать внимания. 9 сентября Грибоедов со свитой и молодой супругой выехал из Тифлиса в Тегеран, столицу Персии, к месту своего служения полномочным посланником.
Нина была для Грибоедова всем. «И сестра, и жена, и дочь, все в одном милом личике» – так говорил он о своей любимой. Однако его не оставляли мрачные предчувствия. Когда проезжали через Эривань, Грибоедов, как бы шутя, сказал юной жене: «Не оставляй костей моих в Персии, если умру там, похорони меня в Тифлисе, в монастыре Святого Давида».
В начале октября 1828 года молодые супруги прибыли в Тавриз. Через два месяца Грибоедов, оставив беременную жену, был вынужден отправиться в Тегеран.
Трагическая гибель
11 февраля 1829 года подстрекаемая религиозными фанатиками толпа разгромила российское посольство в Тегеране. Вместе с Грибоедовым погибли практически все сотрудники русской миссии – 37 человек.
Тело российского посла, изуродованное до неузнаваемости, опознали лишь по шраму на руке, оставшемуся после давней дуэли. Когда Нина узнала о смерти супруга, с ней сделался «истерический припадок, и на другой день она разрешилась недоношенным ребенком».
Тело поэта было привезено в Тифлис почти через полгода после гибели. 17 июля 1829 года в Сионском соборе Тифлиса, где за 11 месяцев до этого проходило венчание Александра и Нины, состоялось отпевание Грибоедова. Тело его согласно желанию, высказанному супруге, было предано земле близ церкви Святого Давида на горе Мтацминда (в переводе с грузинского языка – «Святая гора»). На могиле мужа Нина Александровна поставила памятник, изображающий молящуюся и плачущую перед распятием женщину.
На памятнике надпись: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской; но для чего пережила тебя любовь моя!» Шестнадцатилетняя вдова до смерти осталась верна памяти мужа.