Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Где в гостинице «Англетер» можно увидеть Хранителей Петербурга

Петербургский художник Иван Уралов рассказал, как украшали интерьеры вновь отстроенной в начале 1990-х годов гостиницы «Англетер»
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

В Петербурге, после 12 лет работы, закрылся кинотеатр в гостинице «Англетер» на Малой Морской улице.

«Кино&Театр» закрывается в связи с ремонтом на первом этаже отеля. На данный момент у нас нет точного представления о том, что и в какой форме появится на этом месте после завершения ремонта. С лета прошлого года идут переговоры, каким должен быть кинотеатр, кто и как будет им управлять, формировать его репертуар с весны 2025 года», – говорится в одном из последних сообщений в телеграм-канале «Кино&Театр» в «Англетере».

Как подчеркнули в сообществе, социальные сети проекта закрывать не будут, чтобы «держать вас в курсе новостей!».

Напомним, что кинотеатр находился в здании, построенном в начале XIX века. Позже, в середине того же века, его перестраивали по проекту Адриана Робина под доходный дом С. Поггенполя. Тогда надстроили четвертый этаж со стороны двора.

В конце XIX века здание вновь перестраивалось. На этот раз под гостиницу, а в 1985 году его закрыли на реконструкцию. Через два года разобрали и отстроили заново с сохранением фасада по проекту архитекторов Анатолия Прибульского и Вячеслава Ухова. Интерьеры оформляла группа художников и архитекторов, среди которых бывший главный художник Петербурга Иван Уралов. В январе 1991 года «Англетер» вновь открыли.

«К нам с коллегами обратились архитекторы проекта строительства гостиницы с предложением поучаствовать в росписях 17 живописных плафонов в галерее «Англетер» отеля «Астория» – тогда это считался один объект. Конструктивной и образной основой замысла являлась протяженная по всей длине фасада, раскрывающая вид на Исаакиевскую площадь и Малую Морскую улицу галерея. Она разделена чередующимися в соответствии с ритмом окон арками на 17 частей. Каждая из них выделена рисунком мощения каменного пола и живописным плафоном на тему «Хранители города», – рассказывает Иван Уралов.

По его словам, «Хранители города» – заключенные в рисованные каменные рамы сюжеты, которые олицетворяют добрые начала, не допускающие в город зло.

Кроме того, художники и архитекторы приложили руку к одному из залов гостиницы, где когда-то располагался ресторан, а затем и казино. Цикл из семи картин, который украсил интерьеры, получил название «Петербургские карнавалы».

«Своей работой мы хотели показать, что Петербург – притворщик. За фасадами, ансамблями, площадями, реками и каналами прячутся коллизии жизни. Такая вот метафора. На мой взгляд, получилась очень интересная работа, которую общественность в то время хорошо приняла», – сказал Иван Уралов.

История здания «Англетера» интересна не только своими интерьерами. В эксклюзивном интервью «Петербургскому дневнику» бывший глава Ленинграда Владимир Ходырев рассказывал, как упустил на этапе проектирования строительства нового здания гостиницы вопрос сохранения рюмочной «Щель». Оказалось, что новым проектом не предполагалось сохранения пространства между новой постройкой и гостиницей «Астория».

«Щель» – культовая рюмочная с большим темным залом. В те годы многие артисты, известные люди считали необходимым прийти туда, выпить коньячку, закусить лимончиком… И когда я хватился, что «Щель» не предусмотрена новым проектом, оказалось, что финны уже возвели третий этаж и вплотную – здание к зданию. То, что я «Щель» пропустил, – это я виноват, ребята», – признался тогда Владимир Ходырев и отметил, что «жалеет об этом».

На заметку

Напомним, что в этом году исполняется 130 лет со дня рождения поэта Сергея Есенина. Как известно, его жизнь трагическим образом оборвалась в 1925 году именно в этой гостинице.