Яндекс.Метрика
  • Анна Домрачева

Как в Петербурге работает Музей журналистики и PR

Он отметил 6 лет со дня основания
Фото: Анна Домрачева / «Петербургский дневник»

Поздравить музей с днем рождения пришли близкие и друзья, все те, кто принимал и продолжает принимать участие в пополнении коллекции. Сейчас музей, открытый на базе факультета социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС, насчитывает 1100 наименований газет и журналов. Самих экспонатов гораздо больше.

Чему надо учиться

Организатор выставки, декан факультета социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС Олег Кузин, показал две новые экспозиции, которые носят политическую и патриотическую нагрузку. Первая посвящена Первой мировой войне. На стенах аудитории аккуратно в рамочках вывешены газеты и журналы времен 1914-1918 годов.

«На самом деле этих газет гораздо больше, чем представлено здесь. Нет ни одного повторяющегося издания. Здесь можем посмотреть в развитии, как освещалась Первая мировая война. Интересный иллюстративный ряд, например, журнал «Летопись войны», – рассказал Олег Кузин. – Удивительно, что все эти газеты дожили до нашего времени! Конечно, они потрепаны, какие-то уже с пожелтевшими страницами. Но читать на старорусском языке – одно удовольствие. Полное погружение в те события и историю».

Своим впечатлением от увиденного поделился научный руководитель Северо-Западного института управления РАНХиГС Владимир Шамахов.

«Честно говоря, глядя на эти газеты, не скажешь, что все это про войну, – признался он. – Все достаточно мирно и даже проиллюстрировано красиво. Нет страшных вещей, жести войны. Сейчас этому надо учиться».

Фото: Анна Домрачева / «Петербургский дневник»

Самые редкие газеты

В соседней аудитории располагается вторая выставка – хронология хода Великой Отечественной войны.

«Вот, например, газета «Ленинградская правда». Речь Молотова. Война началась. Дальше идут этапы Великой Отечественной войны. И заканчивается все это газетой за август 1945 года – победа над Японией. Из газеты мы узнаем, что этот день был объявлен нерабочим днем, – продолжил рассказ Олег Кузин. – Из редких газет здесь представлены фронтовые. Такие газеты жили недолго, их пускали на раскрутки, как вы можете догадаться. Чтобы они дошли до наших дней, кому-то понадобилось огромное желание их бережно сохранить. Для справки скажу, что в годы войны газеты начинали печатать от уровня дивизии. Дивизия, армия, фронт. Так называемые «дивизонки» – самые редкие газеты».

На выставке представлен спецвыпуск газеты «Правда» с небольшой подписью «Смерть немецким оккупантам». А еще был выездной коллектив газеты, который работал над восстановлением Донбасса.

«Дружно подписываются шахтеры на новый военный заем, – такой заголовок приведен в газете от 8 мая 1944 года. – Высокую организованность и патриотизм проявили горловчане при подписке на третий государственный заем. По примеру знатных забойщиков советских патриотов Михаила Афонина, Бориса Калюжного и Александра Борисенко многие рабочие горловских предприятий отдадут свои сбережения взаймы государству».

«Газета «Правда» до сих пор выходит. Правда, тиражи уже не те, – отметил организатор выставки. – Удивительно, что название «Правда» носят два или три десятка различных газет. Это «Приморская правда», «Пионерская правда», «Нижнекамская правда», «Комсомольская правда»… Так же как и со словом «красный» – «Красная звезда», «Красное знамя», «Красный рабочий», «Красная Татария», «Красная Мордовия» и так далее».

Декан факультета социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС пообещал, что следующая экспозиция будет посвящена «Правде» и будет носить шуточное название: «Правда» и ничего кроме «Правды». Сейчас в коллекции больше 20 наименований газет, но это далеко не все. Владимир Шамахов предложил собрать полную коллекцию – подключить коллег к этому вопросу.

Фото: Анна Домрачева / «Петербургский дневник»

«Пулемет» вместо «Пули»

Среди любопытных экспонатов – редкая коллекция сатирических журналов времен Первой русской революции. Около сорока изданий.

«Редкие они потому, что антиправительственные и антицаристские, направлены против императора, правительства, это памфлеты и карикатуры. Задачей царской охраны было вычленить такие из общего числа газет и уничтожить. Разыскивали подпольные типографии, тираж шел под нож, авторы и редакторы закрывались в тюрьму. Но журналисты даже 120 лет назад были умными – закрывался журнал «Пуля», появлялся «Пулемет», закрывался «Пулемет», открывался «Выстрел». Менялись адреса редакций, но суть оставалась прежней. Понимая, что такие газеты живут один-два дня, появились коллекционеры таких изданий», – сообщил Олег Кузин.

Или, например, выпуск газеты «Ленинградская правда» от 12 апреля 1961 года. В этот день газета вышла дважды. Первый выпуск был стандартным. Но когда в 9:40 стало известно о том, что Гагарин полетел в космос, то к 12:00 вышел второй спецвыпуск в виде двухсторонней листовки с заголовком: «Свершилось!»

Газеты 1909 года, которые издавались партией эсеров. За них давали каторгу, особенно распространителям. Если перевернуть такую газету, то там полужирным цветом надпись, чтобы даже слепой мог прочесть: «Товарищ, в случае ареста отказывайся от дачи показаний».



Фото: Анна Домрачева / «Петербургский дневник»

Воробей для Черномырдина

В музее разные экспонаты, но все они так или иначе связаны с журналистикой и газетами. Так, например, среди интересных экспонатов галстук-бабочка, который Олег Кузин выкупил из музея Мюнхенского театра оперы и балета. На бабочке изображена газетная статья про Лучано Паваротти, который выступал в этом театре. Такая бабочка – в единичном экземпляре.

«А однажды я с женой был в спа-салоне и увидел там сланцы, мне было все равно, что это не мой размер, главное – на них рисунок газеты. Жена, конечно, ругалась сильно, но я все равно их купил», – рассказал Олег Кузин.

Вдоль коридора в витринах можно увидеть множество журналистских значков, календарики, марки, награды, пресс-удостоверения, фигурки животных и людей с газетами в руках, старинные фотоаппараты и видеокамеры, печатные машинки. Статуэтка-награда «Воробей» «За выдающийся вклад в развитие российской словесности», которая была присуждена, но не вручена Виктору Черномырдину. Привлекает внимание и первый российский телевизор 1949 года – КВН с линзой.

«Чтобы увидеть изображение, эту линзу наполняли дистиллированной водой. Чистую, чтобы вода не зацвела. Но если налить воду из-под крана, то будет цветное телевидение», – пошутил директор Президентской академии в Санкт-Петербурге и член редакционного совета «Петербургского дневника» Андрей Хлутков.

При этом музей не собирает все газеты подряд.

«Мы не библиотека. Чтобы попасть в наш музей, нужно обладать либо оригинальным названием, например «Чернозем», «Эпоха», либо освещать важное, а не рядовое событие нашей страны. Война началась, война закончилась. Гагарин полетел. Смерть Сталина. Расстрел Лаврентия Берии», – подытожил Олег Кузин.