Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Николай Стариков: «Саммит лидеров возможен, только если в Вашингтоне услышат озабоченности Москвы»

Политолог – о сроках и условиях для встречи президентов РФ и США
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

В Кремле 13 января прокомментировали предложение Сербии и Швейцарии предоставить свою территорию для встречи президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа.

«Многие страны предлагают свои услуги как места, где гипотетически можно провести такие контакты. Но пока об этом говорить преждевременно, никакой предметной подготовки нет. Есть декларированное понимание и политическая воля, потому что сами по себе такие контакты были бы необходимы и целесообразны. Будем смотреть после того, как поменяется администрация в Вашингтоне», – сказал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.

Ранее в команде Трампа заявляли, что подготовка встречи избранного президента США с Путиным уже началась. Сам Дональд Трамп в начале января заявлял, что «Владимир Путин хочет встретиться, стороны занимаются решением этого вопроса». А накануне советник Трампа по нацбезопасности Майк Уолц рассказал телеканалу ABC, что подготовка к встрече якобы уже идет и в ближайшие недели может состояться телефонный разговор лидеров двух государств. Президент Владимир Путин в ходе декабрьской прямой линии заявил, что готов к разговору с новым лидером США, добавив, что «если она состоится, то нам будет о чем поговорить».

Политолог, публицист Николай Стариков отметил, что в данном случае мы можем полностью положиться на нашего президента Владимира Путина.

«Он прекрасно знает ситуацию в российско-американских отношениях, глубинные интересы России и в любом случае сможет их отстоять. Первый вопрос тут – где должен проводиться данный саммит? Разумеется, Россия не считает законным вердикт Международного уголовного суда и не согласна с ним, но тем не менее он вынесен и действует. Это значит, что встреча двух мировых лидеров должна проходить в стране, которая гарантирует абсолютную безопасность Владимиру Путину. Этот вопрос – обязательный потому, что тем, с кем нам сегодня приходится иметь дело, доверять ни в коем случае нельзя», – сообщил эксперт.

Второй момент – страна, где пройдет такая встреча, должна иметь твердый нейтральный статус в украинском конфликте, уточнил он.

«Швейцария, которая активно предлагает себя в качестве переговорной площадки, уже утратила нейтральный статус. Она не только ввела целый ряд санкций против России, но и заморозила ее активы на сотни миллионов долларов, а также весьма активно взаимодействует с НАТО. Например, она сняла с хранения и передала третьим странам ряд вооружений для Украины. Наконец, Швейцария подписала Римский статут, на основе которого создан Международный уголовный суд, – перечислил аналитик. – Место для проведения саммита такого уровня должно быть явно другим. Я бы рассматривал в этом качестве, например, Казахстан. Все помнят «Минские соглашения» по Донбассу, но были ведь и «Астанинские договоренности» по Сирии. У Казахстана прекрасные отношения с Россией и в то же время ровные отношения с коллективным Западом. Поэтому он вполне подходит на роль нейтральной переговорной площадки».

Вряд ли может возникнуть ситуация, когда два мировых лидера соберутся, но при этом не будут заранее достигнуты фундаментальные договоренности по целому ряду проблем – таких как урегулирование украинского конфликта и судьба газопроводов «Северный поток», уверен Стариков.

«Этот саммит может быть проведен только в ситуации, когда уже будут в принципе достигнуты самые ключевые договоренности. И останется «подточить» только какие-то важные детали, а также довести суть соглашений до мировой общественности. На сегодня не видно никаких контуров тех договоренностей, на основе которых можно было бы что-то совершить. Все фрагменты публикаций в американской и европейской прессе, какие-то «утечки» из Белого дома или Кремля – не более чем зондирование Западом своих предложений России. Их вбрасывают в общественное поле с тем, чтобы посмотреть реакцию рядовых американцев и европейцев, а также России», – сообщил политолог.

Сам президент Путин, наш постпред в ООН и руководство МИД РФ неоднократно сообщали: для России в принципе неприемлемы старые предложения США, уточнил он.

«Например, предложение о «заморозке» вступления Украины в НАТО на 20 лет или о непризнании миром тех территориальных изменений, которые произошли в России вследствие конфликта и т. д. По сути, стороны обменялись посланиями, и где-то внутри политических систем и дипломатических структур сейчас идет диалог. Но он может быть успешным только в одном случае – если Соединенные Штаты услышат те озабоченности России, которые послужили основанием для проведения СВО. Если это произойдет, то будет назначено место и время проведения саммита, закрутится дипломатическая машина, и мы получим возможность следить за «сделкой века» между мировыми державами», – заключил Николай Стариков.