Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Петербурге открылась выставка «Тропинин у Пушкина», на которой произведения художника впервые представлены в таком объеме

Если в прошлом году в столице проходила выставка «Пушкин у Тропинина», то теперь художник «отправился» к поэту в город на Неве
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Проект «Тропинин у Пушкина» – продолжение межмузейного сотрудничества Всероссийского музея А.С. Пушкина и Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени.

«Пожалуйста, в халате…»

Судьбы двух гениев переплелись в столице. Известный к тому времени художник лишь несколько лет назад перестал числиться крепостным и в 47 лет наконец получил вольную. А поэт и дворянин Пушкин только-только вернулся из ссылки в Михайловском. К моменту встречи они оба уже пережили личный опыт несвободы.

«Когда Пушкин появился в мастерской Тропинина, тому очень хотелось его разговорить. И он вдруг вспомнил, что тот был когда-то членом одной из московских масонских лож, и попытался напомнить ему об этом. Но поэт сделал строгое лицо и погрозил художнику пальцем», – рассказал президент Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов. Дружеского общения между ними так и не случилось – представителями очень уж разных сословий они были.

На знаменитом портрете кисти Василия Тропинина Пушкин изображен в халате. Как отмечают специалисты, здесь это не просто домашняя одежда, а важный символ свободы. С тех пор, когда мастеру заказывали мужские портреты, нередко добавляли: «Пожалуйста, в халате».

Детективная история

Прижизненный портрет Пушкина ждала судьба, полная приключений. Уезжая за границу, московский друг Пушкина архивист Соболевский, по заказу которого, по одной из версий, он и был написан, оставил его на сохранение друзьям. Однако, вернувшись в Россию, обнаружил, что он пропал.

Спустя 20 лет портрет был случайно найден в лавке старьевщика директором Московского архива Министерства иностранных дел Михаилом Оболенским, тем самым, портрет которого в детстве написал когда-то Тропинин (его тоже можно увидеть на выставке). Он сразу его забрал и принес в мастерскую художника, который признал свою работу. Но ни в коем случае не согласился ее подновлять, только почистил и покрыл лаком. С 1953 года произведение Тропинина находится в собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина.

В Зеленом зале на Мойке, 12, представлена копия портрета, выполненная к 100-летию со дня рождения Пушкина племянником Карла Брюллова, математиком, музыкантом и художником Петром Брюлловым. А также живописный эскиз и рисунок итальянским карандашом Тропинина, что позволяет проследить путь художника к знаменитому портрету поэта.

«Когда произносят имя Пушкина, возникают два образа: один – с портрета Кипренского, другой – с портрета Тропинина. И каждый сам может решить, что ему ближе – официальный или домашний поэт», – сказала директор Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени Ольга Журавлева.

Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Глаза и руки

«Об уникальности отдельных экспонатов говорить трудно. Потому что само событие уникально. Такого количества тропининских портретов, когда соединились две коллекции, в Петербурге никогда не было», – подчеркнула заведующая Мемориальным музеем-квартирой А.С. Пушкина Галина Седова.

Представлено в зале и программное произведение Тропинина – знаменитая «Кружевница». Ее портрет настолько хорош, что художник получил звание «назначенного в академики» и был признан лучшим портретистом Москвы.

Здесь же мы видим «Портрет Е.И. Карзинкиной в русском платье». В нем, как и в «Кружевнице», художник с большой теплотой передал женственность и душевное обаяние женщины. Особое внимание он уделил глазам и рукам своих моделей, что стало одной из отличительных черт мастера.

«Мягкая, расслабленная рука на портрете Раевского, между пальцами сигара – символ беззаботности и покоя. Рука же поэта опирается на стол с бумагами – его рукописями, пальцы слегка согнуты: этот жест подчеркивает, что Пушкин как будто отворачивается от мира внешнего, обращаясь к внутреннему», – отметила Галина Седова.

Два музея

Представлен на выставке и знаменитый перстень с изумрудом квадратной формы, который поэт также называл талисманом. Увидеть его – большая удача, так как показывают реликвию довольно редко. Здесь же – оттиск на воске и сургуче перстня-талисмана (оба изображены на руке поэта) и шкатулка, в которой он некогда хранился. Сам перстень был украден из Пушкинского музея Императорского Александровского лицея в марте 1917 года.

Всего на выставке демонстрируется более 100 музейных предметов, включая 14 живописных и 11 графических произведений Тропинина.

«На создание такой выставки нас, музеи, вдохновила творческая работа Пушкина и Тропинина. Два месяца работы выставки на Мойке, 12, – это напоминание об этих замечательных людях и уникальных экспонатах из собраний двух музеев», – резюмировал Сергей Некрасов.

Добавим, что по выставке проводятся экскурсии, записаться на которые можно на сайте музея.

Выставка «Тропинин у Пушкина» на Мойке, 12, будет работать до 26 февраля.

Ранее сообщалось, что в историческом парке «Россия – моя история» пройдут бесплатные экскурсии.