Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Анна Ялова: «Только сотрудничество способно создавать…»

Чем сейчас живет Центральный выставочный зал «Манеж», какие планы вынашивает и как стать волонтером в Манеже, рассказала его директор Анна Ялова
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– Анна Львовна, выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» для Манежа не совсем типична. Как воспринимают ее посетители?

– Эта выставка действительно не похожа не только на наши предыдущие, она вообще не похожа ни на что, что было сделано за последние годы в нашем пространстве. Это технический проект, где главное – это наука и инженерное дело, достижения и люди, совершившие научно-технические прорывы и оказавшие колоссальное влияние на все, что происходит в мире.

Мы гордимся тем, что у нас нет понятия «традиционно для Манежа». Да, мы придерживаемся классических музейных ценностей, где подлинность предмета имеет первостепенное значение, однако позволяем своим проектам быть принципиально разными.

– Говорят, у вас здесь даже появился любимый экспонат?

– В художественной среде выделение любимчиков недопустимо. И я никогда прежде не позволяла себе выделять какой-либо предмет или художника. Но это совершенно особенный проект. Поэтому не только у меня, но, наверное, у каждого сотрудника Манежа есть свой фаворит.

Для меня это трактор «Универсал-2». Несмотря на то, что на нем давно никто не ездит, его, как музейный предмет, надо сохранять в исправном состоянии, проводить техобслуживание. Это как раз и отличает технические экспонаты от художественных и бытовых.

Трактор регулярно смазывают, из него даже немножко подкапывает масло, для которого мы поставили специальные поддоны. Это говорит о том, что экспонат будто живой, и главное – он бесподобно красивый. Для меня он даже больше похож не на трактор, а на какое-то ювелирное украшение. Настолько красиво его конструкторское решение.

– Посетители еще обязательно обращают внимание на робота.

– Мне тоже нравится робот-экскурсовод Сепулька. Для нас это самый теплый и интересный экспонат, потому что в большей степени он связан с музейной жизнью. А представьте себе реакцию посетителей Политехнического музея 70-х годов! Мы, конечно, понимаем, что сам робот не говорил, на связи всегда был музейный сотрудник, который транслировал информацию. Но сам факт того, что робот практически становился нашим собеседником, 50 лет назад не мог не потрясти.

– На этой выставке, как и на некоторых других, используются новые технологии. Это друзья или враги музейщиков?

– Тут в первую очередь надо задаваться вопросом «Зачем?». Если технология нужна не сама по себе, а для того, чтобы раскрыть суть предмета, показать, из чего он состоит и как работает, тогда она оправданна.

Мы сейчас планируем выставку, посвященную 80-летию Победы, и понимаем, что разместить даже в таком большом помещении, как Манеж, танки, «катюши», истребители и подводные лодки мы не сможем. Но технологии позволят нам сделать эти предметы важной частью выставки. Они помогут раскрыть не только принципы работы техники, но и рассказать, как функционировала промышленность военного времени, как совершенствовалась техническая база, какой вклад в производство внесли ученые и конструкторы и многое другое. И в данном случае это гораздо убедительнее, чем рассказ экскурсовода.

– А если кому-то захочется расширить полученные на выставке знания, можно ли это сделать и как?

– Каждый проект у нас сопровождает большая просветительская программа с лекциями, семинарами, мастер-классами. Относительно новое направление – арт-медиация, которую мы запустили одной из первых.

Арт-медиация дает возможность зрителю стать активным участником процесса, глубоко погрузиться в тему. Это совершенно новый способ осмысления искусства и истории – через личное восприятие и обсуждение с другими участниками медиации. И очень интересно наблюдать, как люди, которые приходят на медиации впервые, сначала немного стесняются принимать участие в процессе, отвечать на вопросы медиатора, говорить о своих чувствах и ощущениях от увиденного произведения искусства, но потом становятся активными участниками и постоянными посетителями медиаций Манежа.

– Вы упомянули выставку к 80-летию Победы. В Манеже уже был очень мощный и эмоциональный проект, рассказывающий о блокаде. На чем сейчас будет сосредоточено внимание?

– Мы решили, что на этой выставке покажем подвиг тыла, который был важной составляющей победы. Тыла, где каждый работал под девизом: «Все для фронта! Все для победы!»

Мы определили семь основополагающих направлений, о которых будем рассказывать очень подробно. Это промышленность, прикладная наука, логистика и транспортная система, ресурсы, пропаганда, сельское хозяйство и медицина.

Блок «Логистика» посвящен первому вызову, с которым столкнулась страна в начале войны, – экстренной эвакуации людей, ресурсов, промышленных предприятий с оккупированных территорий и регионов, находившихся под угрозой захвата. В разделе «Ресурсы» будут рассмотрены проблемы нехватки сырьевых, финансовых и человеческих ресурсов в условиях военного времени и способы решения этих задач. Процесс мобилизации промышленности и рекордные темпы освоения новых технологий и методов производства, которые сделали возможной победу СССР в 1945 году, будут исследованы в блоках «Промышленность и прикладная наука». Война была не только гонкой вооружений, но и состязанием умов.

Важнейшей отраслью, ежедневно обеспечивающей фронт необходимым для борьбы продовольствием, являлось сельское хозяйство. Отдельный раздел на выставке будет посвящен демонстрации того, с какими проблемами столкнулась отрасль и какие решения были найдены в кратчайшие сроки: мобилизация трудовых ресурсов, эвакуация техники, семян, удобрений и скота вглубь страны, упрощение технологий и применение ручных инструментов и простейших механизмов, перевод на новые неприхотливые культуры, выделение земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих и т.д.

В блоке «Медицина» будет рассказано об эффективной поэтапной системе оказания врачебной и реабилитационной помощи населению, которая была выстроена в СССР во время Великой Отечественной войны. Связующим звеном между всеми темами станет раздел «Пропаганда и информация», посвященный идеологии, пропаганде и культуре во время войны.

Мы понимаем, что подвиг тыла имел колоссальное значение. И мы должны знать об этом. А чтобы посетителю было легче сконцентрироваться на событиях, людях, цифрах, мы позволим себе использовать театральные приемы, поработаем с освещением и аудиовизуальными эффектами. Практически в каждом зале у нас будут мультимедийные проекты, которые помогут раскрыть тему и в интерактивном формате представят статистические данные.

– Кто будет помогать вам в создании этой масштабной выставки?

– В таких крупных проектах обычно занято не менее 50 различных участников. Это государственные музеи, промышленные предприятия и архивы, частные коллекционеры. А еще историки и эксперты, научные консультанты, художники, дизайнеры и реконструкторы. Совещания по предстоящей выставке у нас идут допоздна, а переписка в рабочих чатах не прерывается даже в выходные.

– Наверное, у Манежа особая энергетика, раз вам помогают волонтеры серебряного возраста? Как можно влиться в их ряды?

– Они у нас не просто активно работают, они работают активнее, чем многие другие. И очень внимательны и к посетителям, и к экспонатам выставки. Мы очень ими гордимся!

Это осознанный подход к волонтерству, когда человек приходит в музей, потому что понимает свою полезность и необходимость. Волонтеры могут проинформировать нашего посетителя, например, о том, как устроена логистика выставки, как найти тот или иной экспонат. И, конечно, они помогают следить за порядком в зале.

Стать нашим волонтером несложно. Достаточно написать в отдел, который ведет эту программу, контакты есть у нас на сайте и в соцсетях. С каждым новым волонтером проводят инструктаж, выдают форму, которую специально для музея делает компания «Урбантайгер» на протяжении последних нескольких лет. Более того, у нас даже есть сообщество волонтеров. Они так сдружились, что помимо работы в Манеже вместе ходят на другие мероприятия, в прошлом году двое наших волонтеров поженились.

Совсем недавно Манеж получил от правительства Петербурга знак отличия «За достижения в области организации труда волонтеров» в номинации «Лучшая мотивационная программа».

В Манеже интересно работать, потому что каждый проект привносит что-то новое – информацию, знания, знакомство с другими людьми.

– Что еще нас ждет в недалеком будущем?

– Большой проект, посвященный фотографии. Мы его делаем совместно с Центром визуальной культуры «Бетон». Покажем хронику и технологии с самого начала появления фотографии и до создания искусственного интеллекта.

Ждем ставшую уже традиционной ярмарку современного искусства «1703». Готовим в содружестве с крупнейшими российскими музеями проект, посвященный искусству XX века. Но все его детали пока раскрывать не буду. Уже сверстали планы и на 2026 год.

– Поделитесь?

– Мы откроемся большим проектом, посвященным династии Бенуа. Расскажем обо всех ее представителях, покажем их теснейшую связь с Санкт-Петербургом. Летом у нас будет крупный исследовательский проект, посвященный русской анимации, частью которого станет 90-летний юбилей «Союзмультфильма». И далее еще один театральный проект, приуроченный к празднованию 150-летия образования Союза театральных деятелей. А 2026 год мы завершим выставкой, посвященной 150-летию художника Ивана Билибина, с которой войдем и в год 2027-й. Очень много всего хочется сделать.

– Скажите, а конкуренцию с другими музеями ощущаете?

– Я не разрешаю себе слово «конкуренция», потому что она, как правило, деструктивна. Я за слово «сотрудничество», только оно способно создавать.

– Как вы считаете, выставки должны как-то менять человека? Какими бы вы хотели видеть глаза посетителей, покидающих Манеж?

– Каждый проект ставит разные задачи. Например, на выставке, посвященной балету, мы видели восторженные лица людей, мы стремились показать величие русской культуры в области и хореографического искусства, и музыки, и художественного процесса. На выставке о блокаде «Город-герой Ленинград» нам было важно, чтобы люди понимали, что пережил этот город, и гордились теми, кто его отстоял. А выставка Политехнического музея должна пробудить чувство гордости за научные и технические достижения нашей страны.

Наверное, это самое важное – сделать так, чтобы выставка пробуждала интерес к своей теме, чтобы после посещения музея хотелось почитать книги, посмотреть документальные и исторические фильмы. Выставка удачна тогда, когда мысли о ней еще долго не отпускают и хочется узнавать все больше и больше.