Яндекс.Метрика
  • Михаил Пернатый

Художница-пуантистка привезла в Петербург кубок из Арабских Эмиратов

Балерина Мариинского театра, прима Театра русского балета им. Анны Павловой, заслуженная артистка Татарстана и Калмыкии и хореограф Ильмира Багаутдинова рассказала о своем творчестве «Петербургскому дневнику»
Фото: личный архив Ильмиры Багаутдиновой

– Ильмира, вы недавно вернулись из Катара?

– Да, меня туда пригласили после международной выставки в Дубае, когда обо мне написал The Khaleej Times, главное издание Эмиратов. И сейчас я привезла оттуда кубок. В моем первом арт-перформансе, танцуя, я обливалась краской. У меня был очень большой холст, на котором я танцевала. И капли капали с кистей, рук, ног… Это все было погружением в краску, становясь единым художественным процессом и единым произведением. Все это проходило в рамках всемирно известной международной выставки QIAF в Дубае.

– В каком стиле написаны ваши картины?

– По поводу картин, написанных мною в танце пуантами, мнения искусствоведов разделились. Многие говорят, что нужно выходить только в абстрактную живопись. А я считаю, что это, наоборот, мое преимущество. Ведь написать что-то фигуративное намного сложнее… И демонстрирует мою балетную и живописную технику.

– Как балерина стала рисовать?

– Я всю жизнь была музой петербургских фотографов, художников и скульпторов. Мой первый опыт был с художником Пугачевым, даже еще до школы, мне было пять-шесть лет. И мы с подружкой надели пачки и позировали ему. Было ужасно тяжело долго стоять на месте. Мы ныли. А он постоянно на нас ругался, чтобы мы не двигались.

Таким образом, весь мой жизненный путь так или иначе был связан с изобразительным искусством, с выставками. И вот сейчас, уже анализируя, я вспоминаю, что, когда я училась на хореографа в Академии Вагановой, я защитила диссертацию по живописи. И тогда я взяла тему: «Балет в живописи на примере А. Вострецовой» (она создала целый цикл работ со мной).

Первая фотосессия в краске была с фотографом Марком Оличем, который только начинал в то время свои фотоэксперименты и был художником декорационного цеха мастерских Мариинского театра. И вот в 2007 году я придумала фотосессию в балетной пачке с красками. Он достал краску, а я взяла старый балетный костюм, который было не жалко испортить. И мы организовали такую творческую встречу.

– То есть поначалу это было еще не рисование пуантами на холсте в танце, а изображение этого процесса в кадре?

– Да, именно. Но на тот момент это была очень интересная, яркая и необычная фотосессия. Это было еще то время, когда почти не существовало социальных сетей. Но моя первая фотосессия в образе рисующей балерины была в тот момент очень популярной и необычной.

За год до начала моей активной деятельности в этом образе все складывалось одно за другим. Вначале Марк Олич пригласил меня на выставку в галерею «Краски жизни», где я была на его фотоработах. Потом я связала эту галерею с моими коллегами-градозащитниками, так как я занимаюсь еще и общественной деятельностью. Мне небезразлична судьба города, архитектуры. И мы организовали градозащитный аукцион в этой галерее. И вот меня, как активного представителя, попросили написать две картины для аукциона. И я нарисовала первые две картины, пока не пуантами – руками. Вообще, это были первые мои две картины в жизни, и они были проданы на аукционе! И это меня просто безумно порадовало и вдохновило.

– И после этого вы подумали о том, чтобы рисовать пуантами?

– Меня безумно тянуло в этот мир. И вот мы сидим с художником и фотографом Григорием Майофисом, отмечаем 15 лет совместного творчества и рассказываем друг другу о своих творческих достижениях и планах. Я ему рассказала о тех двух картинах, написанных мной. И о том, что мне хочется продолжать, но хотелось бы делать это профессионально, а профессионально руками я не умею. И тут пришла идея рисовать пуантами. Григорий сказал, что это прекрасная идея и он готов предоставить мне студию для экспериментов. Когда состоявшийся художник верит в твою идею и поддерживает ее, это огромная мотивация.

Изобретать что-то новое всегда очень страшно и волнительно. И я очень боялась, что мое вдохновение пройдет к этому желанию изобрести что-то новое. Я очень ждала эту дату, когда мы должны были встретиться у него в студии. Но не дождалась, и первые три работы были написаны в зале Мариинского театра – 2. В тот день я застелила пол пленкой и экспериментировала там. В этой студии как раз и были написаны пуантами мои первые три картины.

После этого уже пошли мои выставки, арт-перформансы и купленные на аукционах картины. Я поняла, что мое искусство действительно востребовано, что очень важно для художника!

–То есть каждое выступление – это оригинальная картина, написанная пуантами?

– Сейчас да. Сейчас я уже не пишу в студии. Либо на пленэре – это какие-то природные красоты или архитектура, такие, как «Лахта Центр».

– Я читал о вашем выступлении на льду озера.

– Идея танцев на льду родилась еще в 2019 году, когда я спасала залив. А здесь режиссер Алексей Вальц снимал художественный фильм «Танец душ» и уговорил меня принять участие в съемках его фильма, надо было станцевать на озере Малый Вудъявр. Это озеро расположено за полярным кругом и поэтому к началу декабря уже успело покрыться крепким льдом. Вначале было минус 11, а потом резко стало плюс 4, полил дождь, лед на озере покрылся водой, и это все усложнило процесс. А солнечный день там очень короткий, нужно было успеть. Получился не просто балетный танец на льду, а на мокром льду. Что ужасно усложняло процесс, но, возможно, дало еще лучший эффект.

– А что за спасение залива, о котором вы сказали?

– Пять лет назад, во время пандемии, залив, а точнее, бухта «Батарейная» в Ленинградской области, стал просто любимейшим местом для отдыха публики. Песочные дюны, мелкая бухта, реликтовый лес… Там даже остаются лебеди на зимовку. И вот, когда мы с семьей пришли туда гулять, нам сказали, что скоро здесь ничего не будет, а откроют порт, точнее зерновой терминал, и все вырубят! Люди очень не хотели всего этого, хотели сохранить красивую бухту.

И когда мы в очередной раз пошли гулять на залив, я захватила костюм. Но в тот день весь залив был усеян, как мухами, черными точками – рыбаками. Я даже не ожидала, что это место настолько популярно. И только за старым полуразрушенным пирсом, который ранее использовался для заправки подводных лодок экспериментальным топливом, никого не было. И я решила это использовать. Среди снега и льда, на фоне девственного леса, я все же решила танцевать. Сняли мы с мужем этот ролик просто на телефон. Буквально секунд тридцать. И видео сразу же разлетелось по соцсетям!

Потом у меня брали интервью из Уэльского университета, для Экологической конференции в Дубае, даже в Австралии была публикация, в Японии, в Китае. Просто по миру разлетелось!

– И так, получается, балет спас экосистему?

– После этого петиция за сохранение бухты собрала огромное количество подписей за три дня и изыскательские работы по строительству порта прекратились. Сам губернатор через месяц отказался предоставлять землю застройщику – об этом сказали прямо в новостях.

– Какие у вас планы на будущее?

– Их много, иногда они возникают спонтанно. В живописи есть один очень интересный проект, но это пока секрет. А вообще, я хотела бы найти соратника-помощника – галериста, который бы мне помогал. Потому что пока я все делаю сама, а хотелось бы больше думать о творческой стороне.