Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

В церкви Преображения Господня в Петербурге планируют создать сразу три музейных пространства

Поводом для этого стала открытая страница истории
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

В церкви Преображения Господня на Аптекарском острове планируют создать сразу три музейных пространства. Поводом для этого стала некогда засекреченная, а теперь открытая страница истории.

Больше 80 лет среди студентов и преподавателей Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ ходили слухи о том, что в истории здания, где с 1930-х годов и до начала 2000-х располагалась знаменитая лаборатория физической акустики, есть темное пятно.

ОТ ЦЕРКВИ ДО ХРАМА НАУКИ

При чем здесь церковь Преображения Господня? Так ведь это именно она в 30-х годах и была «перепрофилирована» в храм науки: здесь проводились одни из самых передовых исследований. К тому же лабораторию долгие годы возглавлял профессор Сергей Соколов – отец отечественной ультразвуковой диагностики и акустической микроскопии. И как раз в стенах храма были сделаны многие научные открытия мирового значения.

И все это время ходили разговоры, что буквально под ногами исследователей есть якобы «какие-то» исчезнувшие могилы «каких-то» офицеров. Ведь здание было кардинально перестроено под новые цели: исчезли купола и четыре из пяти главок, а внутри пространство церкви до сих пор разделено мощными перекрытиями на три этажа. А тот самый подвал превратился в подсобное помещение (хотя нынешний вид его больше напоминает античные руины).

«Мне рассказывали некоторые выпускники ЛЭТИ, что они любили пугать своих сокурсниц историями о местных привидениях, – с грустной улыбкой говорит настоятель церкви Преображения Господня иерей Виталий Чубко. – А иногда рисовали озорные картинки, как из подвала лаборатории поднимается некий зловещий дух».

С КГБ НЕ ПОСПОРИШЬ

При этом интересоваться историей бывшего храма в советскую эпоху было, скажем так, не принято. Даже на ее излете.

«Не так давно мне удалось встретиться с несколькими сотрудниками ЛЭТИ, которые работали там в середине 70-х, – продолжает отец Виталий. – И во время нашей встречи один из них рассказал, что присутствовал при проведении строительных работ в подвале церкви».

Оказалось, что этот человек видел, как при бурении грунта в шурфе были обнаружены человеческие останки. Прибывшие по вызову вместе с милицией сотрудники КГБ настоятельно посоветовали работникам ЛЭТИ все обратно закопать, никому не говорить о находке и заодно напрочь забыть о ней.

ЭХО ДВУХ ВОЙН

Кстати, а почему исчезнувшее захоронение связывают именно с офицерами? И тут уже не обойтись без небольшого исторического экскурса. Церковь Преображения была возведена в 1845 году. А в 1873-м она стала «родной» для лейб-гвардии гренадерского полка, казармы которого находились неподалеку. Поэтому изнутри стены были украшены не только росписями и иконами, но и полковыми знаменами. А в специальных витринах хранились мундиры российских императоров.

Это все известно из найденных в архивах описаний внутреннего убранства. В этих же записях есть упоминание о том, что в 1914-1915 годах в подвале, прямо под алтарем, была устроена крипта (подземное сооружение), где собирались похоронить павших в сражениях Первой мировой войны офицеров полка. А дальше информация обрывается.

«Это данные из приходских книг нашего храма, которые были изъяты после его закрытия в 30-х годах и исчезли, – отмечает отец Виталий. – Мы многое смогли узнать об истории прихода, но про могилы в цокольном этаже так ничего и не нашли».

Да и от крипты не осталось не то что следов, но и даже намеков. К тому же в 1941 году в подвале храма разместились многочисленные службы командного пункта адмирала Владимира Трибуца, откуда он в блокаду руководил действиями Балтийского флота. И, судя по сохранившемуся плану, на том месте, где была крипта, оборудовали душевую.

ТРИ МУЗЕЯ В ОДНОМ ПОДВАЛЕ

Но ведь не зря говорится: кто ищет, тот всегда найдет. Пару месяцев назад произошло поистине промыслительное (по-другому и не скажешь) совпадение: к настоятелю церкви обратился потомок одного из офицеров-гренадеров, который был… похоронен в крипте церкви!

«Фамилия погибшего Судравский, – рассказывает, чуть волнуясь, отец Виталий. – А самое главное, что его потомок передал нам еще и копию записи из нашей метрической книги, где говорилось о погребении офицеров».

Вот тогда-то и выяснилось, что все слухи о захоронениях – правда. Более того, в переданных документах содержался точный список всех похороненных, с указанием не только имен и фамилий, но и званий.

Поэтому совсем недавно в храме установили (благодаря помощи все того же потомка офицера) памятную доску с перечнем погребенных. Но это лишь первый шаг к возрождению забытых исторических реалий Аптекарского острова.

«Несмотря на то что наш приход крайне нуждается в дополнительных помещениях, мы готовы часть подвального пространства храма отдать под созданные нами музейные экспозиции», – подчеркивает отец Виталий.

По замыслу настоятеля, они должны быть посвящены уникальной лаборатории ЛЭТИ, командному пункту блокадной поры и, конечно, истории лейб-гвардии гренадерского полка. Причем исчезнувшая крипта будет в этом повествовании важным звеном: в зависимости от результатов археологических изысканий здесь появится либо памятный знак, либо мемориал.

ПАМЯТЬ О ТОНЕ И БРЮЛЛОВЕ

Эти планы имеют все шансы на реализацию, потому что сейчас идет подготовка к масштабной реставрации, призванной вернуть церкви Преображения Господня изначальный исторический облик. Ведь она была возведена по проекту Константина Тона.

Надо сказать, что первая попытка реставрации была сделана еще в 2012 году. Однако дело тогда не продвинулось. И вот теперь, 12 лет спустя, эстафету принимают уже другие проектировщики.

Причем на этот раз планируется и полное воссоздание росписей и иконостаса. И тут тоже есть своя изюминка. Огромные фрески на парусах свода с изображениями евангелистов и две главные иконы в алтаре выполнил Карл Брюллов. И уникальность их в том, что для мэтра живописи это был, по сути, первый опыт работы в иконографии.

ЗАБЫТЫЙ ШЕДЕВР

Поэтому колоссальная работа предстоит и авторам проекта реставрации. Ведь исторические интерьеры церкви практически уничтожены. Скажем, из тех же фресок Брюллова чудом уцелел лишь фрагмент одной из них.

«При этом практически не сохранилось графических документов, которые бы зафиксировали внутреннее убранство церкви, – говорит руководитель архитектурного бюро «Тектоника» Кирилл Яковлев. – Поэтому нам придется проводить серьезные научные изыскания в архивах».

Кроме того, реставрация предполагает и кардинальную реновацию окружающей территории. Цель – создать новую и привлекательную историко-культурную локацию на Аптекарском острове. Тем более что буквально бок о бок с церковью находится еще один объект, имеющий охранный статус, – бункер Трибуца.

«Это уникальный случай. И я надеюсь, что храм займет свое достойное место и на музейной карте культурной столицы», – подводит итог настоятель церкви.