Герман Широков: за пять лет торговый оборот Петербурга и арктических регионов достиг 50 миллиардов рублей
Ни один другой внеарктический регион и тем более город не погружен в вопросы развития и освоения Арктики так, как Санкт-Петербург. Буквально с момента своего основания Северная столица стала центром арктического судостроения и освоения Северного морского пути. Центром реализации ключевых арктических научных и научно-производственных проектов, подготовки специалистов по арктическим направлениям. Впоследствии – еще и основной коммуникационной площадкой по вопросам развития Арктики.
– Участвовать в реализации арктических проектов невозможно без непосредственного взаимодействия Санкт-Петербурга с регионами Крайнего Севера. Что принес 2024 год в плане делового сотрудничества?
– Деловое сотрудничество развивается в крайне позитивном ключе. В первую очередь это видно по динамике торгового оборота. За пять лет он вырос в 10 раз! – до почти 50 миллиардов рублей. Более 1200 поставщиков из Санкт-Петербурга заключили свыше 7 тысяч контрактов. По сравнению с прошлым годом это на 24% больше.
Поясню: тут особенно ценен рост количества контрактов. Это говорит о реальном расширении деловых контактов и, как следствие, получении большим количеством наших предприятий дополнительных финансовых ресурсов. Причем это не только крупные производства, но и средний сектор.
– Какие направления торговли самые востребованные? Что это дает городу?
– Большинство контрактов связано со здравоохранением. Петербург – основной поставщик медоборудования и лекарств для арктических регионов. Также петербургские компании являются основными подрядчиками при проведении дорожных и инфраструктурных проектов, работ в сфере ЖКХ.
Радует, что очень активно развивается сегмент информационных технологий и связи – сегодня это четвертая строчка в торговом обороте. Если говорить о конкретных проектах, то петербургские подрядчики, например, благоустраивают общественные пространства в Архангельской области. Ремонтируют мосты в Мурманской области, устанавливают городское освещение на Ямале. Собственно, наиболее крепкие связи у нас как раз с соседями ввиду географической близости регионов. На них суммарно приходится больше половины контрактов. Из наиболее отдаленных арктических субъектов, с которыми идет активная торговля, можно выделить Красноярский край.
Для Санкт-Петербурга в первую очередь это рабочие места и налоговые поступления в бюджет города. Чем больше торговый оборот, тем больше проектов наши предприятия могут воплотить в жизнь.
– По инициативе комитета был создан Научно-производственный арктический кластер Санкт‑Петербурга. Как продвигается его работа сегодня?
– Первоначально кластер представлял собой объединение 15 предприятий, в основном занимающихся радиоэлектроникой. Это, несомненно, важнейшая сфера для Арктики и Северного морского пути, но не единственная необходимая. Поэтому спустя пять лет работы кластер превратился в консорциум научных, производственных, инновационных, в том числе IT-компаний, а также образовательных учреждений города, каждое из которых дополняет объединение своими уникальными возможностями. Сегодня в кластере уже 38 участников. Члены объединения помогают друг другу в производстве, разработке практик, программ локализации, кадровом и информационном обеспечении. Всё это ускоряет процессы реализации проектов.
Наглядный пример – беспилотные аппараты, которые сейчас используются в Арктике, – и летательные, и подводные. Для их применения нужны и технологии, и производственные мощности, и подготовленные кадры, причем разные – инженеры, операторы, специалисты по разработке материалов и программисты. Это одно из самых востребованных направлений сегодня.
– Какое значение для Санкт-Петербурга имеет развитие Северного морского пути?
– Развитие Северного морского пути – это ключевая стратегическая задача города на арктическом направлении. Основная работа – строительство атомного ледокольного флота России, которую сегодня выполняет Балтийский завод. Как вы знаете, там строятся самые современные и мощные ледоколы проекта 22220. Всего их будет семь. Из них три уже в строю. Четвертый – «Якутия» готовится присоединиться к работе на Северном морском пути, пятый – «Чукотка» буквально недавно был спущен на воду. Уже строится атомный ледокол «Ленинград», в следующем году планируется закладка ещё одного, получившего имя «Сталинград».
Однако ошибочно рассматривать Северную столицу исключительно как судостроительный центр. Это важнейший проект, но очень много работы ведется и в сопутствующих инфраструктурных сферах. Необходимо обеспечить бесперебойную связь, работу портов на маршрутах Северного морского пути, судоремонтных предприятий и спасательных служб, энергетических систем и многих других структур. Сами ледоколы нуждаются в судах снабжения и экипажах. Это глобальный стратегический проект, который по цепочке дает импульс развитию не только судостроительной отрасли города, но и всем смежным направлениям. Это огромный пласт работы, который выполняется в том числе на основе запросов от арктических регионов. Им нужно больше продукции и кадров. Где их взять? У нас!
И самое главное, что возможности и компетенции Санкт-Петербурга позволяют реализовывать подобные проекты, в этом большая заслуга и тех решений, которые принимает губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
– Помимо атомных ледоколов, какие еще суда создаются в Санкт-Петербурге для Арктики?
– Как уже было отмечено, атомным ледоколам нужны суда поддержки. В конце декабря там же, на Балтийском заводе, заложено многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания «Владимир Воробьев» – оно необходимо для работ по перезарядке ядерных энергетических установок.
На Адмиралтейских верфях заложено научно-экспедиционное судно «Иван Фролов» для нужд Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Это уже второй проект после создания уникальной ледостойкой платформы «Северный полюс».
Кроме того, летом 2024 года на Средне-Невском судостроительном заводе состоялась торжественная церемония спуска пассажирского судна проекта А45-90.2 «Виктор Астафьев» для работы на реке Енисей по маршруту Красноярск – Дудинка – Красноярск. Второе судно – «Андрей Дубенский» планируется к спуску на воду в 2025 году. Наши коллеги из других регионов уже проявили интерес к заказу подобных судов для нужд своих регионов.
– Северную столицу часто называют кадровым центром Арктики. Почему?
– Успех освоения Арктики – во многом заслуга специалистов, подготовленных в нашем городе. Они работают и на ключевых направлениях развития Крайнего Севера внутри города, и непосредственно в арктических регионах России.
Обучение по необходимым специальностям идет в 55 вузах и 25 колледжах Северной столицы. В ряде вузов созданы центры профильной «северной» подготовки. На сегодняшний день только в высших учебных заведениях обучается свыше 20 тысяч студентов и 2 тысячи аспирантов из арктических регионов, не считая ребят из самого города. Это будущие специалисты в области судоремонта и судовождения, строительства, медицины, нефтегазового дела, геологии, телекоммуникации, связи и многих других сфер.
– А какова сегодня потребность в кадрах в регионах Арктической зоны России?
– Нужно сказать, что профильные кадры по арктическим направлениям деятельности нужны и в самом Санкт-Петербурге. У нас более 200 организаций и предприятий, которые имеют арктические компетенции. Так что у потенциальных соискателей всегда есть выбор. Санкт-Петербург – наглядный пример, показывающий, что помогать в развитии Арктики можно, работая в городе.
Если мы говорим в целом о потребности в специалистах в российской Арктике, то потенциальный объем спроса на рабочую силу оценивается где-то в 183 тысячи рабочих мест на ближайшие 10 лет. Из них 30 процентов – специалисты с высшим образованием, еще 50 процентов – специалисты среднего звена. Специалисты нужны самые разные – и инженеры-конструкторы, и операторы станков с программным управлением, и строители всех направлений, водители грузовых категорий.
– Многие эксперты говорят, что специалистов для работы на Севере нужно растить со школьной скамьи. Так ли это и почему?
– Арктика – это история про героев! Людей, которые, преодолевая все трудности, достигали невероятных результатов. Наверняка многие читали книгу «Два капитана» Вениамина Каверина или об отважных отечественных путешественниках-первопроходцах. Достойный пример для любого молодого человека. Да и просто это очень интересно. Скажу по себе: каждый, кто побывал в Арктике, никогда ее не забудет. Захочет вернуться хотя бы как турист. Или чтобы навестить старых друзей, просто подышать воздухом приключений.
А если серьезно, то мы говорим о профориентационной работе. По указанию губернатора Александра Беглова в школах открыто 240 профессиональных классов и лабораторий. Есть, например, классы инженерной направленности, есть гуманитарной. В программе многих так или иначе присутствует арктический компонент – например, ледоколостроение или углубленное изучение географии, чтобы каждый мог решить для себя, готов ли он в будущем покорять Север.
– Расскажите об инициативе строительства храма и музея, посвященных подвигу экипажей полярных конвоев.
– Полярные конвои были очень важны для страны и Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Они внесли значительный вклад в дело обороны города. Поэтому правительством Петербурга передан земельный участок под строительство нового храма Святого Андрея Первозванного и духовно-просветительского центра на Васильевском острове. Он будет располагаться на бульваре Александра Грина.
– В Санкт-Петербурге традиционно проходит большое количество мероприятий, посвященных Арктике. Какие из состоявшихся в 2024 году вы бы выделили?
– Мероприятий, посвященных вопросам развития и освоения Крайнего Севера, в Петербурге действительно проходит много. Наш город – основная площадка для таких событий в России.
Особенно выделю Петербургский международный экономический форум, в рамках которого проходит отдельная арктическая программа и принимаются ключевые решения по всем сферам, связанным с Арктикой.
Еще одно мероприятие, которое хочется отметить, – III Арктический салон в Петропавловской крепости, который проводит комитет. Очень приятно, что он уже стал хорошей традицией и понравился петербуржцам и гостям города. Там тоже присутствует деловая часть, но его основная задача – рассказать людям об Арктике, особенно юным петербуржцам. Это добрый праздник для всех горожан, причем не развлекательный, а познавательный. Это ключевое. Рассказываем о работе полярников, технике, которая там используется, о жизни и культуре народов Севера и многом другом.
Например, в этом году участниками салона отправлено четыре тысячи арктических открыток родным и близким по всем просторам нашей Родины. Большой популярностью пользовались автобусные и водные экскурсии по арктическим местам Петербурга. В итоге салон посетили более 53 тысяч человек. Абсолютно все мероприятия были для гостей салона бесплатными.
Финальным событием года стал XIV Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», который получил имя его основателя, легендарного полярника Артура Чилингарова. Комитет традиционно представляет Санкт-Петербург на собственном стенде, причем программу делаем максимально разнообразной, чтобы было интересно и экспертам, и бизнес-сообществу, и молодому поколению. Этот год не стал исключением – удалось укрепить взаимодействие с Красноярским краем, определили план работы с Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова (Республика Саха (Якутия)). И это только часть большой работы.
– Еще одна популярная тема – арктический туризм. Насколько в неё погружен город?
– Одна из задач – сделать так, чтобы Санкт-Петербург воспринимался туристами, как нашими, так и зарубежными, как входные ворота в Арктику. Приехав в наш город, путешественники могут посетить тематические музеи, пройти по памятным местам, связанным с освоением Крайнего Севера, а затем отправиться непосредственно в арктические регионы.
Для того чтобы воплотить это в жизнь, комитетом создан «Арктический путеводитель по Санкт-Петербургу», в котором как раз отмечены все места города, имеющие отношение к Арктике. На основе этого путеводителя разработаны городские туристские маршруты, которые пользуются популярностью не только в ходе тематических мероприятий.
Конечно, растет интерес и к самим арктическим регионам. На текущий момент комитетом разработано два межрегиональных турмаршрута в Республику Карелия и Архангельскую область, готовится третий – в Мурманскую, который будет называться «От ледокола до ледокола». Тур будет начинаться у нашего музея-ледокола «Красин» и заканчиваться посещением музея-ледокола «Ленин». В проекте сейчас и другие маршруты для туристов, которые разрабатываются на основе интересов граждан.
– Какие главные задачи стоят перед комитетом в 2025 году?
– Повторюсь, Санкт-Петербург сегодня – основная коммуникационная площадка. Город – активный участник федеральных проектов по развитию Крайнего Севера. Тема Арктики останется одной из основных на Петербургском международном экономическом форуме, выставке и конференции «Нева», форуме «Артика: настоящее и будущее» и множестве других крупных встреч.
Важным инструментом нашей работы стали, например, Деловые миссии. Они позволяют петербургским предприятиям и организациям найти новых партнеров, наладить взаимодействие, цепочки поставок товаров и услуг, обмен наработками. В следующем году новые миссии запланированы в Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.
Продолжим развивать Научно-производственный арктический кластер и его проекты. Само собой, большое внимание будет уделено подготовке кадров – представим несколько крупных мероприятий, в которых примут участие петербургские школьники, студенты и преподаватели вузов и колледжей.
Наша основная задача – развитие и продвижение компетенций Санкт-Петербурга в освоении России на благо нашего города и развития российской Арктики.