Олег Якимов: «Свой вклад в технологическое лидерство мы тоже внесем»
В этом году «Технопарк Санкт-Петербурга» запустил Всероссийский акселератор по судостроению и получил статус Научно-производственного центра в сфере беспилотных авиационных систем. Генеральный директор «Технопарка Санкт-Петербурга» Олег Якимов рассказал «Петербургскому дневнику» об итогах года и планах на будущее.
– Олег Евгеньевич, как себя чувствует «Технопарк Санкт-Петербурга» в конце 2024 года?
– В целом хорошо: есть результаты, есть достижения. Набираем оборот как по количеству предоставляемых услуг, так и по количеству компаний, которым мы их оказываем. Больше стало и проектов, которые мы реализуем. У нас хорошая динамика.
– В этом году у вас новое направление работы появилось – Всероссийский акселератор по судостроению. Что это такое простыми словами?
– Что такое акселератор? Этот термин пришел из механики. Акселератор – это ускоритель, то, что позволяет быстрее двигаться. В нашем случае акселератор – это программа, которая позволяет в короткий срок довести проект до высокого уровня готовности. В течение полугода идут образовательные мероприятия, встречи с инвесторами, с экспертным сообществом, с потенциальными заказчиками. Каждый из них дает участнику акселератора обратную связь, рекомендации по доработке проекта. А по истечению интенсива проект можно будет уже внедрять.
Акселератор в сфере судостроения и судоремонта мы запустили совместно с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом. Для нас это пилотный проект. А вообще, в России акселераторами очень активно занимаются. Сколково, например, ведет отраслевые акселераторы под конкретных заказчиков. Но мы в Петербурге, столице судостроения, поэтому и решили начать с акселератора в сфере судостроения, судоремонта и всего того, что касается морской техники.
– Удалось найти желающих участвовать в акселераторе?
– Мы планировали собрать 50 проектов, чтобы дальше уже с ними работать: оценивать, анализировать. 50 проектов – это прилично, особенно если это хорошие проекты в высокой степени технологической готовности. А поступило намного больше – 82 заявки из 25 регионов России, была даже заявка из Казахстана. Получается уже – международный уровень. В следующем году планируем сделать акселератор международным.
– Что это за проекты?
– Проекты собирали по четырем направлениям: инновационное судостроение – проекты, которые касаются непосредственно строительства судов; экологические проекты, например, биоразлагаемые масла для двигателей; все, что касается цифровизации, систем управления и программного обеспечения. И проекты, связанные с материалами – например, защитные покрытия. Есть среди проектов даже беспилотные суда.
– Верфи интересуются разработками участников акселератора?
– Нужно понимать, что традиционно судостроение – это консервативная отрасль не только в Петербурге, но и во всем мире. У них десятилетиями выстроенные производственные и технологические процессы, которые очень сложно поменять. Но меняться все равно необходимо, чтобы добиться конкурентного преимущества и технологического лидерства.
Мы рассчитываем на то, что наши крупные верфи начнут воспринимать предложенные инновации, технологии и внедрять их. Представители верфей есть в составе экспертов и в составе жюри.
– В этом году «Технопарк Санкт-Петербурга» получил статус Научно-производственного центра в сфере беспилотных авиационных систем. А до этого у вас был кластер беспилотных технологий. Что изменилось кроме названия?
– Открытие научно-производственных центров в сфере беспилотных авиационных систем – федеральный проект. Тот кластер по беспилотникам, который мы формировали в прошлом году, естественным путем переформатировался в центр. Часть компаний кластера стали резидентами научно-производственного центра. Сегодня в НПЦ БАС Технопарка – 54 резидента. Работают они по разным направлениям: разработки гексокоптеров, квадрокоптеров, беспилотников самолетного типа, есть проекты по разработке комплектующих к беспилотникам – электродвигателей, двигателей внутреннего сгорания, специализированного программного обеспечения, систем управления.
Наша задача как научно-производственного центра – оказывать резидентам технологическую поддержку и помочь им получить финансирование через меры господдержки.
– Есть уже результаты, которые не просто на бумаге, а летают?
– Конечно – беспилотники самолетного типа, квадрокоптеры... Есть ребята, которые занимаются разработкой симулятора по управлению дронами.
Это не какие-то сырые проекты либо идеи, а достаточно проработанные, часть из них готова к запуску в серию.
– Ждут грантов?
– Кто-то ждет грантов, для других грант – это не критически важная история. Есть и такие, с которыми надо бы поработать, кто-то еще на уровне прототипа.
– Не мешает резидентам научно-производственного центра в сфере беспилотных авиационных систем воплощать проекты ключевая ставка в 21 процент?
– Малые компании, стартапы пользуются своими мерами поддержки для развития: грантами, фондами, венчурными инвестициями, собственными средствами, льготными займами, субсидиями. Есть достаточно широкий перечень мер поддержки для малых технологических компаний, для стартапов, чтобы не идти в банк за кредитом. Банковский кредит – это не история стартапа. Для стартапа привычнее венчурные инвестиции. В 2023 году мы помогли привлечь в проекты наших резидентов 148 миллионов рублей инвестиций, в этом году – 243 миллиона рублей. И это уже неплохой результат. Год еще не закончился, думаю, что до 300 миллионов рублей инвестиций привлечем.
– Дроны, которые делают ваши резиденты, они для какой отрасли?
– Для гражданского применения. Это агродроны, мониторинговые, для перевозки грузов. Сценарии применения разные.
– Осенью вы были в Республике Сербской, в которой «Технопарк Санкт-Петербурга» помогает создавать технопарк. Зачем им потребовалась помощь из Петербурга?
– У нас с Республикой Сербской было подписано в 2021 году соглашение о взаимодействии. В этом году летом они приезжали к нам посмотреть, как работает наш технопарк. Мы показали им инжиниринговые центры, бизнес-инкубатор, потому что их интересовало, как мы работаем с проектами. Они посмотрели, как презентуются проекты для инвесторов. Им понравилось то, что они увидели.
Сейчас они находятся в поиске модели своего технопарка. Уже принято решение о том, что здание технопарка Республики Сербской будет в кампусе университета Баня Луки. Но здание – самый простой этап для технопарка. А вот чем его наполнять, как там работать – для сербских коллег это большой вопрос. Они изучают наш опыт.
Задача у них примерно такая же, как и у нас: предотвратить утечку мозгов, потому что большая часть талантливой молодежи ищет себя в Европе. Вопрос технологического суверенитета для них актуален так же, как и для нас.
– У их будущего технопарка будет специализация?
– У них есть, конечно, своя промышленность небольшая, все население Республики Сербской немногим больше миллиона человек. Хорошо развита энергетика, пищевая промышленность, лесопереработка, есть электротехническое производство. Получается, что промышленная основа для внедрения инновационных технологий есть, и есть запрос на собственные IT-технологии. Пока они ищут модели и направления, на что делать ставку в технопарке. Думаю, что мы сможем реализовывать хорошие совместные проекты. Но эти точки соприкосновения еще надо будет найти. Пока было только первое касание.
– Технопарк будет участвовать в программе «10 приоритетов развития Петербурга»?
– Конечно, мы будем активно участвовать в части инноваций, развития промышленности, создания новых технологий, оказывать содействие различным технологическим проектам, в первую очередь, для промышленности и в целом для экономики города.
– Что ждете от 2025 года?
– Много работы. Будем решать задачи, которые поставил губернатор в «10 приоритетах развития Петербурга» и президент России в «майском» указе, в котором содержатся четкие задачи по нацпроектам в части технологического лидерства и цифровизации. Понятно, что в масштабах России наша роль не сопоставима с госкорпорациями, но свой вклад мы тоже внесем.