Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Награду вручил президент: председатель общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова отпраздновала 90-летие

В 2024 году Петербург отметил 80 лет освобождения от блокады
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

– Елена Сергеевна, уходящий 2024 год – знаковый для вас. 80 лет со дня освобождения Ленинграда от блокады и 90 лет – вам. Что вы считаете главными достижениями этого года?

– Безусловно, это то, что мы отпраздновали 80 лет освобождения Ленинграда от блокады и провели съезд блокадников, проживающих как в нашей стране, так и за рубежом. Это самое главное достижение. Из личного – мне вручили орден Почета, причем вручал именно президент Путин в Кремле.

– А если говорить о ваших самых основных достижениях в принципе?

– Самое главное – мне удалось получить высшее образование. В нашей семье оно было у всех, мой дед был профессором истории и богословия, окончил университет и семинарию в Петербурге. Отец Сергей Спасский учился в кораблестроительном институте в Одессе, потом был начальником цеха на заводе имени Андре Марти (сейчас Адмиралтейские верфи. – Ред.).

Его братья – мои дяди – все окончили разные вузы, преподавали. Благодаря тому, что я окончила Ленинградский кораблестроительный институт, смогла работать не только на Балтийском заводе, но и в конструкторском бюро «Рубин».

Еще одно важнейшее достижение – что мы, блокадники, отстояли наш музей в Соляном. Это исторически правильно. Я даже не могла представить, что музей будет находиться в другом месте. Место около Смольного, которое предлагали, неплохое, но оно никак не подходило для музея блокады, не вписывался он туда. Место в Соляном – намоленное. Ведь экспозиция музея начала оформляться еще тогда, когда шла война, первые экспонаты – сбитый немецкий самолет, танк и пушку – установили в Ленинграде у памятника Кирову в августе 1941 года, чтобы поднять дух ленинградцев.

– Когда вы участвуете в совместных мероприятиях с Владимиром Владимировичем, то постоянно о чем-то разговариваете. Что вам говорит президент?

– Берегите себя, берегите музей. И спасибо вам. Еще, например, говорил: если вам мешают – жалуйтесь. Но мне никто не мешает.

– Если не секрет, как удается без робости говорить с главой государства, губернатором Петербурга и с другими первыми лицами страны и города?

– Вы знаете, я росла в такой среде, где никогда не было подобострастия перед начальством. У меня отец был непростым человеком, муж – профессор Корабелки. Хотя мы познакомились тогда, когда он профессором, конечно, не был.

– Ваша внешность, бодрость – откуда столько сил?

– Скажу откровенно: у меня часто бывает такое настроение, что не хочется вставать, я думаю, что ничего не надо, лучше полежу и отдохну.

Но это лень. Я сразу беру кроссворды, книги, гоню «ленивые» мысли. Есть слово «надо!», и оно для меня главное с самого раннего возраста. Особенно когда знаешь, что от тебя что-то зависит, ты встаешь и занимаешься этим. Ставлю цели, говорю себе: «Не смей разболеться! Тебе надо сделать то и это». Это внутренне мобилизует. Вот в планах на будущий год – достойно провести мероприятия к 80-летию Великой Победы, в том числе очередной съезд блокадников.

Как-то еду в автобусе, рядом женщина садится, говорит: «Ой, вы глазки красите?» Конечно, говорю ей, я всю жизнь крашу, как же это я ресницы не подведу. Все нормально должно быть. Нельзя опускаться.