Марина Линович: «Музей, пройдя такой непростой путь, изменился»
– Марина Валерьевна, каким уходящий год был для Государственного литературного музея «XX век»?
– Год оказался очень сложным для нас. Начало было фееричным, еще весной мы начали праздновать юбилей Михаила Зощенко. А до этого в феврале наш музей вместе с библиотекой Маяковского, Музеем истории Петербурга и Комитетом по культуре Санкт-Петербурга организовывал тематическую неделю «Литературный Петербург» на стенде Санкт-Петербурга на выставке «Россия» в Москве. Это была, наверное, самая большая работа уходящего года. Мы с партнерами все сделали для погружения посетителей в атмосферу литературного Петербурга, нашего мистического города, который уже давно в воображении читателей стал тем, что о нем написано, близким и знакомым каждому, кто читал Пушкина, Гоголя, Достоевского, Зощенко, Блока.
– А как вы это делали, какими способами?
– Мы в музее внедряем новые технологии и используем нестандартные формы показа нематериального наследия. Это помогает нам оживить музейное пространство, объяснить значимость подлинных предметов и вовлечь посетителей в интерактивное взаимодействие с ними. Мы эмоционально воздействуем на человека через музыку, свет, мультимедиа-технологии, звук, запах, вкус, тактильные ощущения, личное присутствие в месте событий и т.д. Некоторые из этих приемов, которые отлично работают на большом потоке посетителей и опробованы нами, например, на VK-fest, мы привезли с собой в Москву. В течение этой литературной недели на стенде Санкт-Петербурга все могли услышать подлинный голос любимого писателя, «позвонив» ему по ретротелефону, который, кстати, мы привезли из Писательского дома; вдохнуть ароматы отечественных бестселлеров из нашей хорошо известной выставки «Читаем носом»; увидеть любимых писателей-классиков молодыми, модными и эпатажными в музейном проекте «Модные классики»; погрузиться в их и свои истории любви, чтобы глубже понять душу Петербурга, влюбиться в него и унести в своем сердце навсегда!
Кстати, многие посетители удивлялись, что, оказывается, почти все знаменитые писатели Советского Союза начинали свою деятельность в XX веке в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. Многие ведь по определенным причинам переезжали в Москву, и поэтому с течением времени сложилось впечатление, что все известные писатели – московские. А это не так.
– Вы уже упомянули юбилей писателя Михаила Зощенко. Как музей отметил это событие?
– В этом году мы отмечаем 130-летие Михаила Михайловича и посвятили ему наш фестиваль знаменитых писателей «Текст в контексте» 2024 года. Совместили глубокое музейное исследование с работой на большом потоке зрителей для популяризации его наследия. Правнучка писателя Вера Зощенко говорит, что если бы её прадед жил сейчас, то он был бы классным стендапером. Все его произведения можно рассказывать в жанре стендапа как свои истории. Наш музей всегда старается приблизить прошлое и рассказать о нём в современном контексте, современным языком, чтобы это было близко сегодняшним поколениям. Мы попросили молодых стендаперов выступить на сцене «Книжного салона» на Дворцовой площади со своими произведениями. Наряду с ними известные артисты читали рассказы Зощенко. И получился микс из историй Михаила Зощенко и современных авторов. Конечно, мастерство Михаила Михайловича ничем не затмишь, но в то же время это был очень интересный опыт, такое проживание прошлого в настоящем, нахождение параллелей и полных совпадений жизненных ситуаций. Я была очень рада видеть Дворцовую площадь, полную почитателей таланта Зощенко, с восторгом слушающих его рассказы.
В тот же день стартовали и сам фестиваль, и выставка «Такой Зощенко!?» в нашем музейном пространстве «Ловцы слов» в Гостином дворе. Выставку в первый же месяц посетили более 4 тысяч человек, это говорит о большом интересе наших современников к творчеству Михаила Михайловича. Мы дали себе смелость рассказать о его характере, отношениях, жизни до того, как он стал знаменитым писателем, а также о сложном внутреннем мире мастера, который отражался в его творчестве. Это была очень скрупулёзная работа в архивах, в фондах музея. При этом мы сумели подать эту сухую документальную информацию очень доступным, простым и привычным нашему современному восприятию способом, как и любил Михаил Михайлович.
– Сейчас пространство «Ловцы слов» закрылось. Почему?
– У музея сейчас довольно сложный период. Практически каждый из нас переживал в своей жизни переезд и понимает, что это за событие. А тут, шутка ли, музей переезжает! Музей меняет свою локацию, поэтому, действительно, мы закрыли экспозицию «Ловцы слов» в Гостином дворе. Она полюбилась не только жителям и гостям нашего города. Но на нее обратило внимание и профессиональное сообщество. Экспозиция вошла в шорт-лист победителей и была номинирована в финал всероссийской премии «Музейный Олимп». Мы очень рады тому, что труд коллектива музея был оценен так высоко! Серьезные и качественные музейные экспозиции с захватывающей внутренней драматургией, с использованием мемориальных предметов, с участием других глобальных культурных институций всегда сложны в реализации, еще более сложно делать их не на собственной площадке. Сейчас эта экспозиция уже переросла себя, и мы переросли её.
– В плане?
– Музей, пройдя за последние 5 лет непростой путь становления, делая музейные «высказывания» на разных выставочных и событийных площадках города и за его пределами, внутри себя сам изменился. Если раньше это был все-таки больше монографический музей Михаила Михайловича Зощенко, иногда обращавший внимание на его знаменитых соседей по Писательскому дому на канале Грибоедова, 9, то теперь музей с гордостью и пониманием глубины смотрит на литературу XX века во всём её масштабе. Все проекты, которые делаются нашей потрясающей музейной командой, показывают великую и сложную историю нашего города и нашей страны через отечественную литературу.
Такой серьёзный подход и взаимодействие с мощными и талантливыми партнёрами позволили нам сделать экспозицию «Ловцы слов» такой глубины и потенциального раскрытия, которая повлекла за собой внутренние изменения: осознание своей роли как общественной, культурной институции в целом, изменение концепции музея и даже политики комплектования фондов музея. За последнее время резко, в разы возросли поступления мемориальных предметов в фонд музея. Наследники, коллекционеры увидели в нас большой ответственный музей, которому хочется доверить самое ценное – память. Доверить потому, что мы знаем, как сделать эту личную память общественно значимой. Пришло осознание в полной мере своего названия – Государственный литературный музей «XX век». И стало понятно, что на такой маленькой площадке рассказать о литературе XX века даже таким вот символичным путем, как мы это делали в «Ловцах», довольно сложно.
– Тогда какие планы на будущее?
– Вместе с Комитетом по культуре Санкт-Петербурга мы пришли к пониманию и созданию условий, при которых музей, в отсутствие пока собственных экспозиционных площадей, будет иметь возможность рассказывать максимально широко о литературном наследии, которое составляет славу и культурный код Петербурга и всей страны. Поэтому «Ловцы слов» закрываются для того, чтобы вновь открыться.
– Но мы пока не будем говорить – где?
– Пока нет, пока оставим интригу. Когда будем готовы, мы обязательно все расскажем.
– Хорошо, давайте тогда поговорим о еще одном вашем масштабном проекте, который в этом году прогремел. Фестиваль «Просто фантастика!». Как он появился, не было ли страшно за него браться? Ведь многие относятся к фантастике скептически.
– Напомню, что мы говорим о литературе ХХ века, в котором фантастика переживала своё становление и потрясающий расцвет. Фантастика – это прежде всего художественная литература. А степень высоты литературного произведения зависит только от уровня писательского таланта. В мировой и отечественной фантастике мы можем назвать много гениальных авторов.
С 2022 года президентом России Владимиром Владимировичем Путиным объявлено десятилетие науки и технологий. Физики и лирики всегда рядом, объединенные творческим складом ума и склонностью к нестандартному мышлению. Кроме того, XX век как нельзя лучше демонстрирует всю палитру и научных свершений, и литературных открытий. Мы задумались о музейном показе научной фантастики ХХ века как образа возможного будущего того времени, в котором мы уже живем. Это потрясающе: ведь мы с вами – люди из будущего, описанного в произведениях фантастов ХХ века. И у нас есть уникальная возможность: проанализировать, что сбылось, а что нет. Что-то сейчас нам кажется наивным, и наука шагнула далеко за самые смелые представления писателей прошлого, а что-то оказалось или пока считается невозможным. Кроме того, научная фантастика дает нам представление о вероятном влиянии новых технологий на жизнь людей и планеты, о вариантах истории, которые могут возникнуть. Обращение к этому жанру литературы – один из способов понимания будущего. При этом музей – самое фантастическое место из всех культурных институций: у нас можно совершить реальное путешествие в прошлое, ведь мы – его хранители! Так и появился проект «Просто фантастика!», в котором мы также выполняем миссию нашего музея: строить мостик между прошлым и будущим через настоящее.
– Как шла его подготовка?
– Чтобы подготовиться к проекту, нужно было погрузиться очень хорошо и в саму фантастическую литературу, и в научные исследования о ней. Также надо было выявить предполагаемые пересечения литературных допущений и реальных научных достижений, а также их практического применения в разных сферах человеческой жизни. И хотелось сделать вывод: были ли совершены открытия на основе задумок фантастов или, наоборот, писатели воспользовались известными им научными исследованиями и просто добавили литературный сюжет? Поэтому проекту предшествовали долгие консультации с экспертами в различных областях современной науки и производства, а также работа в архивах города, чтобы найти истоки технологических открытий.
– И в рамках фестиваля фантастики у вас вышла совершенно замечательная серия подкастов, которые вел Михаил Титов.
– Да, результатом этой нашей большой исследовательской работы стал целый букет самостоятельных музейных проектов фестиваля. Самые крупные из них – это проект выставки об отечественной фантастике, которую мы представим посетителям музея в следующем году, и упомянутый вами цикл подкастов «Просто фантастика!», снятых на средства гранта социальной сети «ВКонтакте» и поддержанных Роскосмосом. Все подкасты уже выложены в госпаблике музея во «ВКонтакте». Рекомендую всем посмотреть. Известные представители самых разных отраслей человеческого знания – физики, космонавты, инженеры, прогносты и так далее – простым языком рассказывают о прямых взаимосвязях фантастической литературы с реальными научными открытиями и производственными разработками. А также делают прогнозы будущего, исходя из современного развития науки и технологий.
– Вы же даже секцию фантастики организовали на своей ежегодной научной конференции?
– Да, секция фантастики впервые была организована в рамках нашей ежегодной уже 18-й международной научно-практической конференции «Литература одного дома». В этом году петербургскую литературу ХХ века в течение трех дней обсуждали представители трех стран и 13 регионов России, также ученые 14 федеральных вузов и научно-исследовательских институтов защищали свои доклады, причем практически все участники приехали в Петербург лично. Исследователи фантастики на фоне всех участников представляли собой пока небольшую, но очень сплоченную группу! Кстати, тоже интересно будет изучить феномен фан-клубов любителей фантастики. Больше ни один литературный жанр не может этим похвастаться. Думаю, мы поговорим об этой теме в рамках музейной выставки в следующем году.
– В этом году у музея случилась радостная история с получением в фонды мемориальных вещей знаменитого советского писателя-натуралиста Виталия Бианки.
– И во многом она случилась благодаря редакции «Петербургского дневника». Мы смогли наладить контакт с внуком писателя Виталия Бианки – Александром Михайловичем. Он решил, что наш музей достоин наследия его знаменитого деда. Тут интересна такая взаимосвязь: все проекты музея меняют публику, воспитывая и побуждая интерес к культуре, к истории, вовлекают общество в формирование запроса к музеям. А это, в свою очередь, вызывает интерес наследников и дарителей, которые пополняют музейные коллекции. Вместе с тем невозможно переоценить решение губернатора Санкт-Петербурга Александра Дмитриевича Беглова о выделении со следующего года в городском бюджете целевой статьи на закупку музеями предметов культурного наследия. Таким образом, значимые мемории и предметы искусства останутся в России, в Петербурге, а не будут распроданы на аукционах. Это решение способствовало заключению соглашения о передаче наследия Бианки в музей.
– Что-то уже успело перейти на хранение в музей?
– В фонды музея передана и описана значительная часть мемориальной библиотеки Виталия Бианки. Это более 800 единиц. В основном это книги, оттиски, журналы по зоологии, биологии на русском и иностранных языках из библиотеки отца писателя Валентина Львовича – он был крупным ученым, сотрудником Зоологического музея Академии наук, а также самого Виталия Валентиновича. Практически все книги сохранили следы тщательного изучения, содержат пометы и комментарии на полях, имеют владельческие печати. На титульных листах изданий дарственные надписи авторов, адресованные Виталию Бианки или его отцу. Впереди – работа по научной обработке художественной литературы из библиотеки писателя. Также сейчас ведется научная работа по реконструкции обстановки квартиры писателя Виталия Бианки на момент начала 50-х годов прошлого века. Ведутся работы по разбору архивных материалов, рукописей, переписки, фотоизображений.
– А когда жители города смогут что-то увидеть?
– Мы предполагаем, что в следующем году представим зрителям небольшую выставку, может быть, это будет частичное воссоздание кабинета писателя.
– А не появилось ли в связи с этим желание сформировать некий музей детских писателей, живших и работавших в Петербурге? Ведь помимо Бианки в фондах музея хранятся мемориальные коллекции и предметы Евгения Шварца, Вениамина Каверина, Николая Сладкова, Бориса Житкова, Вячеслава Шишкова, Николая Заболоцкого и многих других писателей, чьи произведения изучают в школе.
– Добавьте к этому списку Александра Грина, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Максима Горького, Алексея Толстого, Даниила Хармса, Владимира Маяковского и многих-многих других знаменитых поэтов и прозаиков ХХ века, живших и создававших свои культовые произведения в нашем городе! А вспомним потрясающие детские журналы ХХ века! Мы сформировали уже в музее проект концепции серьезной экспозиции детской и подростковой литературы, даже шире, постоянной экспозиции, посвященной искусству детской книги. В ней сойдутся имена любимых детских писателей, известных художников-иллюстраторов, без которых невозможно представить книги ХХ века, и знаменитых издательств. Чтобы это было, как мы в музее любим: глубоко, всесторонне, но при этом интерактивно, весело и захватывающе, как хорошая детская книга.
– Это планы на будущее. Давайте заглянем в приближающийся 2025 год. Что готовит музей?
– Во-первых, как я и говорила, мы планируем открыть обновленную большую экспозицию «Ловцы слов».
Во-вторых, сделаем выставку об отечественной фантастике, мы еще пока не придумали ей окончательного названия. На музейном и философском основании будет создан яркий, неожиданный и завораживающий контент. В его разработке под неусыпным методическим руководством музея по разным направлениям участвуют проектные группы студентов и их наставников практически из всех ведущих вузов города. Соавторами художественной концепции выставки и фестиваля в целом являются авторитетные художники, дизайнеры, композиторы, режиссеры, специалисты по искусственному интеллекту из Санкт-Петербурга, Москвы, Казани. Так что, однозначно, это будет знаковый проект следующего года, который будет поддержан большим количеством тематических активностей.
Естественно, состоится наш фестиваль знаменитых писателей «Текст в контексте», набирающий обороты и увеличивающий количество вовлеченных партнеров. Каждый год у фестиваля – свой герой: знаменитый поэт или прозаик ХХ века, у которого в Петербурге нет своего отдельного музея. Исключение в этом году составил только Михаил Зощенко, у которого самый маленький музей в городе. Кроме него героями фестиваля начиная с 2021 года были Евгений Шварц, Корней Чуковский и Максим Горький. Следующий фестиваль – 5-й, юбилейный. И я готова официально со страниц «Петербургского дневника» объявить героев фестиваля 2025 года – это юбиляры Даниил Хармс и Велимир Хлебников. Такой будет «ХХ»-фестиваль.
Для профессионального сообщества проведем 19-ю международную научно-практическую конференцию «Литература одного дома».
И, конечно, мы не можем обойти стороной юбилей Победы. Ведь многие писатели ушли на фронт и стали военкорами, работали на радио в осажденном Ленинграде, словом разя врага, поднимая и укрепляя дух бойцов, жителей блокадного города и тружеников тыла. Планируем представить в Мариинском дворце нашу обновленную выставку «Пулей и словом», углубив тему о том, как жил город-фронт, как в нем работали редакции.
– А для маленьких посетителей?
– В музее есть детские программы на все возрастные группы, начиная с 5 лет и до совершеннолетия. Причем каждая учитывает психологию и культурно-исторический багаж своего возраста. В музее-квартире Зощенко нижний ярус экспозиции полностью отдан детям, специально разработанным играм, литературным шарадам, в этом ярусе всё можно трогать и во всё играть. В «Ловцах слов» были и будут в обновленной экспозиции, а также на выставке о фантастике, специальные детские и подростковые программы и экскурсии, встречи с интересными людьми, кинолекторий и многое другое. Музей и его программы настолько полюбились подросткам и молодежи, что по «Пушкинской карте» приходит треть всех посетителей! Даже свидания назначают у нас в музее!
Из последнего – к юбилею Михаила Зощенко мы запустили проект «Лёля и Минька зовут в гости»: экспозиция «Ловцы слов» на целый день отдается детям и подросткам. Лучшие познавательные и интерактивные программы, разработанные музеем для детей за последние 5 лет, специально созданные красочные настольные и подвижные интеллектуальные игры, квесты, мастер-классы по анимаграфике и песочной анимации, театральные представления. Эти и множество других активностей в такой день идут в музее в режиме нон-стоп. Ребенок может прийти на одну из них, а может провести в музее весь день, поучаствовав во всем. Лёля и Минька будут звать в гости и в следующем году.
– Еще у вас появился проект для журналистов, я знаю. Продолжит ли он работу?
– Да, журналистский клуб «Ловцы слов». Журналистика и литература практически неразделимы. В начале XX века в России журналиста в первую очередь можно было назвать писателем и только потом – журналистом. Многие знаменитые писатели ХХ века начинали как журналисты, а во время Великой Отечественной войны писатели становились военкорами. Журналистами были Корней Чуковский, Илья Ильф и Евгений Петров, Михаил Булгаков, Евгений Шварц, Самуил Маршак, Виталий Бианки, Вениамин Каверин, Сергей Довлатов и многие-многие другие. Партнерами нового проекта выступили Санкт-Петербургское отделение Союза журналистов России и Дом журналиста. Планируется, что каждое заседание журналистского клуба «Ловцы слов» будет открывать для современных журналистов неизвестные страницы жизни и творчества великих писателей и поэтов, знакомить с уникальными людьми, находками и исследованиями, эксклюзивно представлять мемориальные предметы, никогда ранее не публиковавшиеся. Первые заседания клуба показали высокий интерес журналистского сообщества Петербурга к такому формату взаимодействия. Уверена, душевная и необыкновенная атмосфера клуба поможет журналистам погрузиться в тему большой литературы и ближе узнать тонкости музейной работы, а читателям, слушателям и зрителям – получить эксклюзивную информацию.