Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Юрий Александров: «В «Золотом петушке» много разных смыслов и подтекстов»

Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» подарил новогодний подарок всем любителям музыки и представил премьеру спектакля Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок»
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

О работе над постановкой рассказал основатель и художественный руководитель театра народный артист РФ Юрий Александров.

– Юрий Исаакович, Год Пушкина вы решили ознаменовать постановкой «Золотого петушка». Почему выбор пал именно на это произведение?

– Это долгожданное событие. Я давно замышлял спектакль по «Золотому петушку», но ситуация не позволяла осуществить эту идею. Дело в том, что все эти годы мы жили в царстве Додона. Они были разные – и невежды, и пьяницы, и даже один нобелевский лауреат. Додонство царствовало везде, поэтому не с кем было разговаривать и нечего было обсуждать. Кончилось это тем, что страна оказалась на краю гибели. И великое счастье, что у нас появился лидер, который посвятил себя нашему народу, нашей великой стране. Сегодня я самый ярый соратник Владимира Владимировича Путина, потому что он, я считаю, в буквальном смысле слова спас нашу страну.

– Получается, что опера имеет глубокий политический подтекст?

– Я никогда не думал, что написанное столько лет назад может быть столь современно сегодня. Это остросатирическая история. И нам она близка еще и потому, что наш театр всегда был социальным и отражал все, что происходит вокруг.

Мы в свое время, как только началась крымская история, поставили спектакль «Крым». Это был наш рассказ о трех войнах за эту территорию и о тех страданиях, которые вынесла Россия, чтобы Крым стал нашим.

Как только начались военные действия в Донбассе, мы поставили «Молодую гвардию». Отвечать на какие-то важные явления, на вызовы времени – это наша позиция.

Сейчас мы ставим «Золотого петушка», там очень много разных смыслов и подтекстов.

– Например?

– Прежде всего, это великий Пушкин, которому в год его 225-летия мне обязательно хотелось отдать дань. Поэтому и появился такой спектакль.

Потом мы очень много в последнее время ставили западной музыки – «Иван Грозный» Жоржа Бизе, «Вампир» Генриха Маршнера… И у нас практически не было Римского-Корсакова.

– Музыканты говорят, что он труден в исполнении?

– Все трудно, если к этому относиться честно. Но если говорить о музыке Николая Андреевича, то он, конечно, сложен. Причем не только своим музыкальным текстом, что правда, но и тем, что очень непросто найти адресата оперы.

– Наверное, она должна быть интересна всем, кто любит хорошую музыку.

– Здесь все гораздо сложнее. На первый взгляд, «Золотой петушок» – сказка, и на нее приходят с детьми. Как сделать, чтобы взрослый не заскучал, а ребенок понимал, что происходит на сцене? Поэтому в программке мы написали «спектакль для взрослых и детей» – в такой последовательности. И я приложил огромное количество усилий, чтобы этот спектакль стал интересен детям.

У нас там есть чудеса, световое шоу, появились новые герои, которых не было изначально. Например, один из персонажей спектакля – ключница Амелфа – говорит, что будет отгонять от царя мух. И мы эту муху очеловечили – так появилась маленькая Мушка… У детей обязательно должны быть эмоции, тем более что первый акт комический, как бы детский.

А вот второй, где появляется Шамаханская царица, – это уже для взрослых, это эротика: красота женского тела, красота сценического костюма. При этом мы не допускаем никакой пошлости, в нашем театре ее не было и никогда не будет.

– А как происходил отбор исполнителей? В вашем театре сделать это обычно непросто, так как много прекрасных голосов и высока конкуренция.

– Да, это, пожалуй, самая большая проблема. У нас сейчас будет три премьерных показа, а состава – четыре. Кто-то один остается без спектакля, а все замечательные. Царь Додон – Антон Морозов, Валерий Каула, Георгий Сологуб, Юрий Борщев. «Шамаханки» – Евгения Кравченко, Каролина Шаповалова, Мария Бочманова, Олеся Гордеева. То есть по четыре первоклассных исполнителя, я отвечаю за свои слова.

У нас хороший хор. В нем всего 16 человек, но звучит он, и это безо всяких скидок, прекрасно. У нас замечательный дирижер Максим Вальков, это наш воспитанник. Я считаю, что театральных дирижеров в России можно пересчитать по пальцам одной руки. И он – один из них.

И, конечно, это художник Вячеслав Окунев, мой постоянный соратник. С ним мы сделали, наверное, спектаклей 150. И вот все мы, как члены одной команды, тянем этот воз. Спектакль мы готовили почти год. Это сложная работа.

– Расскажите, что вы приготовили для публики на Новый год?

– Как всегда, мы покажем в новогоднюю ночь «Дворцовую феерию». Это костюмированный гала-концерт с шампанским, фантами, фотографиями с артистами. Мы покажем фрагменты из опер и оперетт «Прекрасная Елена», «Летучая мышь» и других сочинений, которые поднимут публике настроение.

– Обычно перед спектаклем вы выходите в зрительный зал и приветствуете публику. Что скажете в этот раз?

– Я хочу пожелать людям мира, счастья и здоровья. Я хочу их радовать своим искусством. Мы все работаем ради наших дорогих петербургских зрителей.