Андрей Аствацатуров: «Все больше посетителей приходят к нам на выставки и лекции»
В этом году исполнилось 125 лет со дня рождения писателя Владимира Набокова. Как отметил юбилейный год Музей Владимира Набокова на Большой Морской, какие интересные лекции и выставки там проходили, какие экспонаты пополнили коллекцию музея, сохраняется ли интерес посетителей к музею, какую литературу хочется перечитывать – об этом «Петербургскому дневнику» рассказал директор Музея Владимира Набокова СПбГУ, писатель, профессор СПбГУ, исполняющий обязанности заведующего кафедрой междисциплинарных исследований в области языков и литературы Андрей Алексеевич Аствацатуров.
– Какие изменения произошли в этом юбилейном году в Музее Набокова?
– В этом году у нас все происходило в соответствии с утвержденным планом. В рамках юбилея мы провели несколько ярких и интересных выставок. Мы подготовили большой цикл публичных лекций и научных докладов, посвященных жизни и творчеству Набокова. Цикл этот начался уже в феврале лекцией, продолжался весной и летом и завершился в ноябре нашей совместной с Фёдором Двинятиным лекцией, посвященной проблеме музыки в творчестве Джеймса Джойса и Владимира Набокова. В рамках цикла у нас выступили известные петербургские ученые – Нина Щербак, Александр Большев, Сергей Ильченко, Любовь Бугаева, Борис Ковалев и ряд других.
Кроме набоковского юбилея мы также отметили 125-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Мы провели интересный круглый стол «Пушкин и современность», в котором приняли участие известные петербургские писатели – Валерий Попов, Александр Мелихов, Валерий Айрапетян, Ольга Аникина. А в начале ноября в музее прошла междисциплинарная научная конференция «Пушкин и экономика», объединившая экономистов, социологов, филологов и переводчиков. Мы поговорили о тех аспектах жизни Пушкина, которые обычно крайне редко обсуждаются в среде пушкинистов. Помимо выставочных и лекционных мероприятий мы также провели кинопоказы, из которых, наверное, самым интересным был показ документального фильма режиссера Сергея Четверухина «Сказительница».
– Расскажите о событиях в Музее Набокова, которые стали для вас самыми запоминающимися?
– Среди запоминающихся сюжетов этого года, связанных с музеем, я бы назвал подарок, который мы получили от нашего друга Виктории Левены. Она подарила музею альманах «Грани» 1922 года с двумя самыми ранними публикациями Владимира Набокова. Это очень редкое издание, которое сложно было найти. Оно станет теперь экспонатом нашего музея. В декабре музей также получит от Виктории Левены еще один интересный подарок – это дружеский шарж на Набокова-старшего, сделанный Виктором Дени 110 лет назад для журнала «Столица и усадьба».
– Сохраняется ли интерес к Музею Набокова по сравнению с прошлым годом?
– Да, разумеется. Причем этот интерес усиливается благодаря активной работе наших замечательных сотрудников, их энтузиазму и той помощи, которую нам оказывает руководство СПбГУ. К нам на выставки и лекции приходит все больше и больше людей. У нас за последние пять лет фактически сформировалась своя аудитория, которая регулярно приходит на мероприятия музея.
– Онлайн- или офлайн-формат посещения музея сейчас более востребован?
– Все наши лекционные мероприятия мы записываем на видео и выкладываем в нашей группе «ВКонтакте». Онлайн-формат гораздо более востребован. Если лекционное пространство музея крайне ограничено и способно вместить до 60 человек – примерно столько к нам приходит на мероприятия – то онлайн-пространство ограничений не имеет, что существенно расширяет нашу аудиторию и географию. Обычное количество просмотров – от 5 до 15 тысяч. Для интеллектуальной и культурной программы, рассчитанной на ограниченную аудиторию, это в целом неплохие показатели.
– Какие литературные открытия были у вас в этом году?
– Я член литературной академии и, соответственно, член жюри литературной премии «Большая книга». В этом году было довольно много интересных текстов. Среди самых запомнившихся я бы назвал роман Владимира Березина «Уранотипия», опубликованный в журнале «Новый мир». Это мощная игровая, орнаментальная проза, прошитая символами, аллюзиями, сложными хитросплетениями художественных узоров. Также с большим интересом прочитал роман «Одсун» Алексея Варламова, роман Натальи Илишкиной «Улан Далай» и книгу Захара Прилепина «Собаки и другие люди».
– Книги каких писателей вам хочется перечитывать и почему?
– Их слишком много. В разное время я перечитываю совершенно разные книги в зависимости от настроения или обстоятельств. Сейчас, например, я перечитываю роман Роберта Пенна Уоррена «Вся королевская рать». Блестящие художественные решения, напряженные диалоги, острая религиозная и социальная проблематика – все это вдохновляет. Каждый год стараюсь перечитать хотя бы один или два романа Достоевского. Здесь мне интересно психологическое напряжение, сложность взаимоотношений человека и Бога. Из философской литературы – это Кьеркегор, в котором я всякий раз открываю какие-то новые, сложные способы понимания мира и человека. Из современной русской литературы я регулярно перечитываю Михаила Елизарова, Романа Сенчина, Германа Садулаева и Валерия Айрапетяна.
Факт:
Все подробности о выставках и экскурсиях можно найти на сайте музея и в группе в соцсети «ВКонтакте».