Яндекс.Метрика
  • Елизавета Воробьева

Лихорадки, коронавирус и эбола: эксперт рассказал, как изучаются вирусы в России

А также может ли глобальное потепление породить новую пандемию
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

В этом году Государственному научному центру вирусологии и биотехнологии «Вектор» исполняется 50 лет – именно здесь полвека назад начали определять и изучать особо опасные вирусы, разрабатывать против них вакцины и препараты. Для того чтобы узнать, какие самые важные разработки были созданы за это время, стоит ли опасаться болезней, вспыхивающих в Африке и на Востоке, а также не создаст ли новую эпидемию глобальное потепление, редакция «Комсомольской правды в Петербурге» взяла интервью у генерального директора предприятия Александра Агафонова.

«Нельзя не упомянуть о проектах, связанных с разработкой первого в СССР генно-инженерного препарата, который производится до сих пор и помогает при лечении вирусных заболеваний. Также ГНЦ ВБ «Вектор» разработана и внедрена в производство единственная в России вакцина против гепатита А. Очень ценна работа с особо опасными вирусами, например, анализ генома вируса Марбург. Кроме того, мы участвовали в расшифровке одного из фрагментов генома человека. «Вектор» первым бросает вызов инфекционным угрозам и в кратчайшие сроки разрабатывает диагностические препараты, оснащая ими диагностические лаборатории страны. Говоря о современности и планах на будущее, хочется подчеркнуть, что в настоящее время рядом с поселком Кольцово, где располагается наш научный центр, завершается строительство сибирского кольцевого источника фотонов – СКИФ. Надеемся, что он заработает уже в 2025 году. Его возможности позволят нам определять структуру вещества до атома, изучать белки и делать лекарственные препараты против еще не изученных до конца вирусов», – рассказал доктор биологических наук.

По его словам, сотрудничество с Африкой и странами Востока может нести реальные угрозы заражения и распространения вирусов по всему миру.

«Часть из них может вызвать заболевания у человека, часть есть только у животных, но и они вполне готовы перейти на человека. Коронавирус – яркий тому пример. Им болели рукокрылые, даже панголины. Иногда, попадая от животного в организм человека, вирус не вызывает у него серьезных заболеваний. А иногда дает бурную реакцию, так как иммунная система не готова к этому. Здесь очень важен такой аспект, как потепление климата. С каждым годом в зону активности южных вирусов попадает все больше территорий и, соответственно, людей», – подчеркнул эксперт.

Он также напомнил, что жертвами нового вируса в Конго стали 400 человек и на данный момент, к сожалению, болезнь неизлечима. В нескольких биоматериалах были обнаружены следы мутировавшей малярии.

«Мы только начинаем изучать то, как разные инфекции влияют друг на друга. Недавно описали возможное совместное заболевание COVID-19 и гриппом. Они действительно могут влиять друг на друга, и картина заболевания может выглядеть более тяжелой. Возвращаясь к Африке, скажу, что Роспотребнадзор открыл там две базы. Одна работает в Гвинее с 2014 года – момента появления лихорадки Эбола. Здесь функционирует госпиталь, в котором мы оказывали помощь местным специалистам в диагностике и организации биобезопасности. Вторая, такая же база, открыта сейчас в Бурунди», – пояснил Агафонов.

А вот жизнеспособность вирусов, которые скрываются под ледниками, начинающими постепенно оттаивать, находится под большим вопросом. Сейчас будут проводиться исследования нескольких образцов, полученных из якутского университета.

«Главная задача – предсказать, что с этим вирусом произойдет через год или два. Станет ли он патогенным для человека, вызовет ли серьезную эпидемию? Такой прогноз можно будет сделать, как раз изучая, как изменялся геном вируса с древности до наших дней», – объяснил собеседник издания.

Напомним, ранее мы писали, что иммунолог Костинов рассказал о новом ковиде с затяжным лечением. Подробнее читайте здесь.