Сергей Воронков: «С появлением «Экспофорума» Петербург стал деловой столицей России»
В интервью «Бизнес Дневнику» генеральный директор компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл», президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков подвел итоги года для отрасли и рассказал о планах на будущее.
– Во время пандемии конгрессно-выставочная отрасль испытывала убытки, затем ее сменили условия сложной геополитической ситуации. Можно ли сказать, что сейчас она уже восстановилась и даже опередила доковидные результаты?
– Глобальные потрясения последних лет выступили катализатором трансформации отрасли. Конгрессы, выставки, форумы стали зеркалом, двигателем и уникальным эффективным инструментом пересборки экономики, драйвером экономического роста. На этих фабриках живого общения создается уникальное пространство доверия. Миллионы контактов перерастают в сотни тысяч контрактов.
В России за год проходит свыше 1,5 тысячи промышленных выставок. На них проводится более 55 миллионов встреч и переговоров. А ежегодная сумма контрактов переваливает за 17 трлн рублей – это 10% ВВП страны.
На гербе России изображен двуглавый орел. Вот и конгрессно-выставочная индустрия подобно символу страны – птица о двух головах. Одна отвечает за экономическое, вторая – за социальное развитие.
Наша отрасль – новый институт социализации и формирования гражданского общества. Например, выставку «Россия» на ВДНХ посетили 18 миллионов человек, и каждый проникся чувством гордости за Родину, ощутил сопричастность к ее достижениям, единение с культурой, традициями и ценностями народа.
А иностранцы, которые приезжают к нам на события, видят реальную картину своими глазами и навсегда перестают верить западным фейкам. Конгрессы и выставки выступают еще и инструментом народной дипломатии и мягкой силы.
Если говорить о результатах «Экспофорума», в допандемийном 2019 году у нас было 205 мероприятий. По итогам 2024 года их будет около 150. Вроде бы проектов существенно меньше. Но это лишь потому, что ушли мелкие события, зато крупные кратно выросли в размерах на 20% и более по количеству участников, посетителей, встреч, переговоров.
Так, Петербургский международный газовый форум собрал 34 тысячи гостей из 54 стран мира и 600 экспонентов. 22 тысячи посетителей приехали на Петербургский международный экономический форум. Международный форум-выставку «Российский промышленник» совместно с финалом чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» и Петербургским международным научно-образовательным салоном посетят более 40 тысяч человек.
К слову о социальной роли конгрессно-выставочной индустрии: растут и B2C-проекты. Ярмарка «Агрорусь» – 70 тысяч покупателей, «Зоошоу» каждый раз собирают минимум 10 тысяч любителей домашних животных, 15 тысяч жителей и гостей Петербурга пришли на культурно-патриотический фестиваль «Русские меняют мир». 35 тысяч зрителей следили за соревнованиями Чемпионата по танцевальному спорту Russian Open DanceSport Championships.
Всего за год у нас будет более 1,5 миллиона посетителей. Что делает «Экспофорум» самой посещаемой площадкой Петербурга. Например, матчи «Зенита» на «Газпром Арене» собирают чуть больше миллиона болельщиков за сезон.
Кстати, в Китае именно количество участников и посетителей – ключевая метрика при оценке эффективности конгрессно-выставочного комплекса. Там не требуют прямых финансовых результатов. Хотя «Экспофорум» и по выручке еще в 2023 году превзошел результаты 2019 года и впервые с начала пандемии вышел в плюс.
– В этом году «Экспофорум» отметил 10-летие. Какую значимость в целом для города площадка приобрела за эти годы?
– С момента открытия в «Экспофоруме» прошло более 1,5 тысячи мероприятий. Их посетили свыше 15 миллионов человек.
Площадка стала символом и брендом города, драйвером его экономического и социального развития. «Экспофорум» – центр притяжения, место силы, престижа и новых возможностей. Здесь принимаются стратегические решения, подписываются соглашения, которые меняют облик Петербурга, России и мира, определяют контуры будущего.
«Экспофорум» – площадка, где можно организовать под ключ любое событие, любого формата, масштаба и уровня сложности. Конгрессные возможности позволяют принять более 30 тысяч человек одновременно. В «Экспофоруме» создана событийная экосистема. Заказчик получает все сервисы мирового уровня: от площадей до застройки, таможенного оформления, логистики, питания, размещения в отелях и т. д.
С появлением «Экспофорума» Петербург стал деловой столицей России. По количеству конгрессов город на Неве ежегодно опережает Москву. Более половины всех деловых туристов в Петербурге – посетители мероприятий в Экспофоруме.
Деловой туризм в Северной столице растет быстрее отрасли (более 24% в год), так еще и генерирует 40% доходов всей индустрии гостеприимства. Участники конгрессов и выставок приносят городу ежегодно не менее 70 млрд рублей, что составляет 15% всех доходов от туризма.
Сумма контрактов, которые ежегодно заключаются на мероприятиях в «Экспофоруме» и имеют прямое отношение к петербургской экономике, превышает 1,5 трлн рублей (12% ВРП Петербурга).
Компании группы «Экспофорум» выплачивают в городской бюджет более 300 млн рублей всех видов налогов. В «Экспофоруме» создано 800 постоянных рабочих мест, а мероприятия генерируют еще 80 тысяч временных.
Строительство «Экспофорума» дало мощный импульс для развития всего юга города. Появляются новые жилищные проекты, социальные объекты, запланировано строительство технологической долины «ИТМО Хайпарк» и нового студенческого кампуса Санкт-Петербургского государственного университета. Развивается транспортная инфраструктура (метро, легко-рельсовый трамвай, новые транспортные развязки и магистрали).
– Для Петербурга все началось с «Ленэкспо», затем его сменил впечатляющий масштабом «Экспофорум». Как вы считаете, не станет ли и эта площадка «маловата»?
– «Экспофоруму» уже не хватает существующих площадей для крупных проектов. ПМЭФ, Газовый форум, международная судостроительная выставка «Нева», «Российский промышленник» и чемпионат «Профессионалы», Международный рыбопромышленный форум забивают комплекс под завязку. Мы на пике загрузки. Для ПМГФ в этом году даже пришлось закупать временный надувной павильон. В нем обустроили зону питания делегатов. А на «Профессионалах» шатер используется как склад.
Комплексу нужна вторая очередь. Она изначально предполагалась проектом. Сейчас ее строительство крайне актуально. Тем более со следующего года к нам придут еще и крупные московские выставки. Будем работать в режиме нон-стоп 24 на 7. На монтаж и демонтаж мероприятий останется буквально 2-3 дня.
Проект второй очереди обсуждается с акционерами. Нужны инвестиции, финансирование. К сожалению, конгрессно-выставочная отрасль не самая эффективная в плане вложения денег. Слишком долгий период окупаемости. Проще построить и сдавать в аренду коммерческую недвижимость. Да и кредиты с нынешней ключевой ставкой – крайне дорогие.
– Выставки из каких отраслей на сегодняшний день наиболее востребованы на рынке?
– Востребованы те выставки, которые соответствуют ключевым компетенциям страны. Россия – признанный мировой лидер в нефтегазовой сфере, энергетике, в том числе атомной, оборонной промышленности и т. д. Всего есть более 120 направлений экономической деятельности, где наша страна – на передовых позициях. Но крупнейшие международные события в России можно пересчитать по пальцам рук. А их нужно хотя бы 50-70. В идеале вообще каждая компетенция страны должна быть представлена событием №1.
Это и возможности для регионов развивать свои уникальные компетенции.
Например, Калининград – мировой лидер в сфере добычи и обработки янтаря. Значит, где должен проходить Международный янтарный форум?
На Дальнем Востоке логично выстраивать отношения с дружественными странами Азии в силу географической близости. Но пока там даже Восточный экономический форум проводится в кампусе Дальневосточного федерального университета. А нужна специализированная площадка.
– Вы действительно часто акцентируете внимание на необходимости развития регионов. Как за 10 лет поменялась конгрессно-выставочная сфера, если рассматривать именно региональный аспект?
– Из 89 субъектов РФ конгрессно-выставочной инфраструктурой обеспечены только 24. В лидерах, помимо Москвы и Петербурга, – Казань, где в этом году прошли саммиты БРИКС и «Россия – Исламский мир», Екатеринбург с одним из ключевых событий в промышленной сфере «Иннопромом», Краснодар, где в выставочно-конгрессном комплексе «ЭкспоГрад Юг» проходит много крупных сельскохозяйственных выставок. В Нижнем Новгороде и Сочи хорошо развивается деловой туризм.
Для качественного скачка регионам необходимо принятие закона о конгрессно-выставочной деятельности. О чем я в апреле докладывал президенту России Владимиру Владимировичу Путину на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей.
Отрасль получит свидетельство о рождении. Будет систематизирована деятельность, упорядочены более 40 отраслевых нормативно-правовых актов, частично дублирующих и противоречащих друг другу, закреплен понятийный аппарат, определены полномочия органов власти, созданы условия, стимулы и возможности для инвестирования в строительство необходимой конгрессно-выставочной инфраструктуры.
Законопроект полностью готов. В течение двух лет он разрабатывался совместно представителями Министерства промышленности и торговли РФ, РСПП, Торгово-промышленной палаты РФ, фондом «Росконгресс», Российским союзом выставок и ярмарок, ведущими экспертами законодательной и нормативно-правовой сферы.
Сейчас все необходимые консультации пройдены. Закон должен быть, и точка. О его необходимости заявляют все крупнейшие организации на нашем рынке. Это подтверждается и опросом, который ТПП и РСВЯ проводили в мае-июне. Все лидеры отрасли консолидированно высказались в поддержку существующего законопроекта.
Еще одна важная инициатива, в том числе как раз в плане регионального аспекта, которую я озвучил президенту, – поддержка участия в выставках малого и среднего предпринимательства.
Если Россия действительно хочет стать четвертой экономикой мира, ориентироваться мы должны на лучшие международные примеры. А практика показывает, что экономические лидеры, а особенно Китай, поддерживают конгрессно-выставочную индустрию и представительство МСП на проектах. В Китае большинство малых и средних предприятий могут компенсировать до 50% затрат. Поэтому там выставки бьют все рекорды по площадям и количеству участников, посетителей.
У нас же, если не брать Москву и Петербург, всего 15-20 компаний получают такую поддержку – это около 0,15% по России в целом. Происходит это не только из-за недостатка средств, но и в силу несовершенства процедуры и существующих методик. Во всех регионах они разные. Поэтому бизнес в Ханты-Мансийске получает одни формы поддержки, а в Москве – другие. И получается, что мы нарушаем базовый конституционный принцип – сохранение единого экономического пространства для всех.
За последние три года финансирование сократилось на 30%. При этом стоимость участия для МСП остается высокой. Это почти всегда более миллиона рублей. На зарубежные мероприятия через Российский экспортный центр зачастую попасть проще, чем на российские. Но сами представители МСП ставят на второе место по эффективности после дешевых кредитов именно участие в отечественных выставках и конгрессах. Они говорят: «Дайте нам не рыбу, а удочку!» А мы найдем новых партнеров, поставщиков, рынки сбыта, разовьем бизнес. Таким образом стимулируется не потребительский, а проактивный подход. Каждый вложенный рубль вернет в экономику уже семь рублей.