Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Как и почему строительство ВСМ может повлиять на доступность поездки на «Сапсане»

Станет ли высокоскоростная железнодорожная магистраль, над созданием которой сейчас работают в России, серьезным конкурентом для «Сапсана»? Эксперты рассказали о перспективах двух проектов и их влиянии на инфраструктуру Петербурга
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Высокоскоростную магистраль (ВСМ) планируют открыть в 2028 году. Петербург активно участвует в этом проекте. По словам губернатора Александра Беглова, в городском бюджете на 2025–2027 годы предусмотрено около 30 миллиардов рублей на ВСМ, которые можно назвать стартовыми инвестициями. Для адаптации городской инфраструктуры к новой железнодорожной магистрали потребуется создание шести новых объектов улично-дорожной сети, включая тоннель в районе переулка Черняховского. Стоимость работ по развитию дорожной инфраструктуры оценивается в 50 миллиардов рублей. Доступность нового терминала ВСМ, который построят рядом с Московским вокзалом, будут обеспечивать станции метро «Лиговский проспект – 1» и «Лиговский проспект – 2», а также наземный общественный транспорт.

На каждый поезд найдется пассажир

По словам исследователя городских транспортных систем Дмитрия Графова, новая высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) и ее подвижной состав, скорее всего, не будет конкурировать с поездом «Сапсан», так как ВСМ будет представлять собой продукт иного уровня, с соответствующим ценовым сегментом.

«Новый высокоскоростной поезд для ВСМ, благодаря скорости выше 360 километров в час, вполне сможет конкурировать с самолетами, которые сейчас осуществляют перевозки между Москвой и Петербургом. Таким образом, в сегменте железнодорожных перевозок появится премиум-продукт, которого еще не было. Платежеспособные клиенты, конечно, предпочтут максимально короткую поездку в столицу и обратно и пересядут на новые поезда», – считает Дмитрий Графов.

При этом, по его словам, «Сапсаны» продолжат курсировать между городами по одной простой причине: спрос на перевозки между Петербургом и Москвой всегда очень высокий.

«Как показывает практика, сколько поездов ни добавляй, на каждый из них найдется пассажир. Особенно сейчас, когда внутренний туризм в России очень популярен. Будем надеяться, что в будущем в компании «Российские железные дороги» учтут строительство и появление нового продукта более высокого класса обслуживания, в результате чего поездки на «Сапсане» станут доступнее для широких масс населения. Кроме того, возможно, в компании рассмотрят возможность восстановления части пригородных маршрутов, которые ранее были утрачены в связи с запуском «Сапсанов» в 2009 году», – говорит эксперт.

Новые рабочие места

С одной стороны, есть все основания предполагать, что с появлением ВСМ востребованность таких поездов, как «Сапсан» и «Ласточка», будет снижаться, и впоследствии эти составы будут переведены на другие направления, считает председатель профильной комиссии Законодательного собрания Петербурга по инвестициям Дмитрий Панов. С другой стороны, строительство высокоскоростной магистрали окажет мощный мультипликативный эффект на развитие сопутствующей городской инфраструктуры – сервисные объекты, заведения общепита, гостиницы, объекты розничной торговли, туристические центры – как в Петербурге, так и в других местах остановки новых поездов.

«Помимо этого, учитывая многомиллиардные инвестиции в строительство ВСМ, следует ожидать стремительного развития технологических и инновационных решений в транспортной отрасли, а также создания тысяч новых рабочих мест в сфере железнодорожного транспорта», – уверен Дмитрий Панов.

Разгрузить сеть

Еще один немаловажный фактор – растущий пассажиропоток, который, по мнению президента Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты Владимира Катенева, уже превышает возможности «Сапсанов».

«Проект высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург – важный шаг в развитии транспортной инфраструктуры. Он позволит разгрузить существующую сеть. ВСМ станет стимулом для внедрения передовых технологий, развития регионов на маршруте и усиления интеграции Москвы и Петербурга как единой агломерации. Это окажет значительное влияние на деловую жизнь, расширяя горизонты взаимодействия бизнеса и укрепляя экономические связи», – сказал Владимир Катенев.

Факт:

«Самый главный критерий, по которому поезд «Сапсан» был назван именем сокола, – это скорость. Ведь средние скорости поезда и хищной птицы примерно равны», – рассказал сокольник Владислав Лыженков.

В компании «Российские железные дороги» допустили увеличение скорости поезда «Сапсан» до 300 километров в час. Уже сейчас в тестовом режиме поезд удалось разогнать до 291 километра в час, при этом максимальная конструкционная способность поезда достигает 300 километров в час.