Выставка в Эрмитаже показала изумрудную каравеллу и клад из Перещепино
Изумруд всегда вызывал особое почтение. Камень не просто высоко ценился, его наделяли магическими свойствами. Считалось, что он «обладает силой для пользы и успеха во всяком деле», а еще «умножает состояние».
Сакральное значение
Экспозиция начинается с работ античных мастеров. Самая ранняя (VI век до нашей эры!) – это скарабеоид (печать) с резным изображением Афины и ожерелье с подвеской в виде бабочки.
«Но самое интересное – портреты римских императриц, по сути это миниатюрная скульптура», – считает научный сотрудник Эрмитажа Елена Арсентьева. Например, это портрет Фаустины младшей – супруги римского императора Марка Аврелия, отличающийся таинственной красотой и утонченностью.
Несколько иное предназначение изумруды получили в Византии и Древней Руси. Здесь они часто играли роль не только декоративную, но использовались в религиозной символике. Иллюстрация тому – панагия с камеей Преображение, изготовленная для Феодосии – единственной внучки Ивана Грозного, или литургические приборы, выполненные в 1677 году для Московского Кремля. Изумрудами украшены оклады икон и церковных книг, считалось, что эти камни увеличивают их сакральное значение.
«Когда Екатерина поехала в Москву, чтобы венчаться на царство, она посетила патриаршую разницу. Увидела там коллекцию и два набора с большими колумбийскими изумрудами глубокого тона привезла сюда», – уточнила куратор и автор концепции выставки Ольга Костюк, заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа.
25 кг золота
А вот витрина с чрезвычайно редкими произведениями Средневековья. И здесь, конечно, нельзя не вспомнить о знаменитом Перещепинском кладе. Его историю напомнил старший научный сотрудник Эрмитажа Илья Ахмедов.
Случилась все в 1912 году неподалеку от Полтавы. Однажды мальчик-подпасок споткнулся о золотой сосуд и провалился в шахту, где и был обнаружен клад. Раскопками занималась вся деревня. А мать мальчика, подумав, что это богатство украдено из церкви, тут же сообщила о находке в полицию. Клад включал в себя свыше 800 предметов, более 25 кг золота и 50 кг серебра.
«Это самое большое собрание, которое известно для раннего Средневековья всей Европы», – отметил специалист.
На выставке представлены парные золотые браслеты, гривна и накладки, украшенные изумрудами. Носить их могли как женщины, так и мужчины.
Императрицы-коллекционеры
Большими поклонницами драгоценных каменей, в том числе изумрудов, были русские императрицы. Например, коллекция Екатерины Великой насчитывала более 10 тысяч предметов.
Не уступала ей Анна Иоанновна. Говорят, Россия никогда не закупала так много драгоценных каменей, как при этой правительнице. На выставке представлена упряжь из 115 колумбийских изумрудов.
А вот Елизавета Петровна ориентировалась на французскую моду. Она заказывала драгоценности по всему миру, посылая на их закупку особо доверенных людей.
Образчики ее вкуса представлены в витрине. Это букет с изумрудной веточкой, им украшали плечо, пояс или высокую прическу. Часы, которые вкладывались в изящную коробочку и носились на поясе, и другие раритеты.
Мода на изумруд
Изумруды, входящие в пятерку самых дорогих камней, ценились всегда. В особой чести были камни Востока. И даже изумруды, добытые в Колумбии, нередко выдавали за дары восточных земель, что позволяло продать их подороже.
На выставке представлены ценнейшие изумруды Эрмитажа, которые появились в музее как дары восточных монархов российским государям. Это образцы парадного оружия – сабли, кинжалы, ножи.
Среди предметов обращает на себя внимание столик и два сосуда. Один из них, предназначенный для розовой воды, украшен 1500 изумрудами.
Среди необычных изделий – гарнитур парадной упряжи выезда императрицы Анны Иоанновны – 115 редких по достоинствам изумрудов общим весом 300 карат.
Безусловным шедевром является подвеска в виде каравеллы, из великолепного колумбийского изумруда, дополненного золотом и эмалью. Она выполнена испанскими мастерами и представляет собой редчайший экземпляр ювелирного искусства.
На выставке есть примеры и российских камней, в частности, печатка из мастерской Фаберже. Изумрудные копи были обнаружены на Урале в 1831 году на территории нынешней Свердловской области. Потом Малышевское месторождение было подзабыто, сегодня оно возрождено вновь. А найденные там изумруды благодаря своему желтоватому оттенку даже стали своеобразным брендом в мире.
«Мало какой музей в мире может вот так рассказать о мировой культуре через изумруды. На самом деле, у нас тут все: Античность, Византия, Россия, Индия. И все это – разное художественное оформление вокруг изумруда», – подытожил генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.