Яндекс.Метрика
  • Марат Белышев

Как будут выглядеть дорожные системы Петербурга в будущем?

С каждым годом людей в российских мегаполисах становится все больше, что, несомненно, увеличивает нагрузку на городскую инфраструктуру
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Дороги – одна из тех отраслей, на которые расширение городов влияет особенно сильно. Согласно прогнозам некоторых экспертов, если сохранить старый подход к дорожному строительству, то средняя скорость движения на дорогах уменьшится в 2,5 раза и будет составлять всего 7 километров в час.

Как изменятся дороги в будущем, чтобы избежать транспортного коллапса? И где в Петербурге уже сегодня можно увидеть современную транспортную инфраструктуру? Рассказываем в нашем материале.

Какими будут дороги будущего?

К окончанию века мы еще вряд ли увидим летающие автомобили в небе, как предсказывали футуристы в фильмах и книгах. Однако как и многие другие сферы нашей жизни, транспортная инфраструктура станет более цифровизированной, безопасной и экологичной.

Главным трендом в строительстве дорог станет создание так называемого «умного» дорожного полотна. Такие магистрали смогут собирать и обрабатывать множество данных об автомобиле и окружающей его среде. В зависимости от направления, которое выберет водитель, «умная дорога» построит наиболее подходящий маршрут, расскажет об уровне трафика и погодных условиях. В результате работы такой системы безопасность на дорогах значительно вырастет, так как участники движения будут заранее предупреждены об опасных ситуациях.

В перспективе «умные» дороги могут быть интегрированы в городскую инфраструктуру лишь после полного перехода на беспилотный и автономный транспорт, когда дороги смогут передавать команды напрямую автомобилю. Однако до прихода «беспилотников» передать управление машиной получится через специальные устройства, оснащенными V2X технологиями.

Разделяй и властвуй

Практика разделения машинопотоков – прием давно не новый. Однако в будущем этот подход обретет более глобальные масштабы. Многоуровневые дорожные системы не просто распределят автомобили по дорогам, а будут разделять пешеходов, легковой, грузовой, общественный и велосипедный транспорт. Таким образом, для каждого из участников движения будут созданы наиболее безопасные условия передвижения.

Данная стратегия поможет в реализации и другого тренда – переходу к более экологичному дорожному движению. Магистралей для пешеходов и велосипедистов станет больше, что ведет к снижению выбросов в окружающую среду. Кроме того, уровни будут оснащены большим количеством зеленых зон, где жители смогут наслаждаться полноценным отдыхом от городской суеты.

Чтобы воплотить подобную стратегию в жизнь, потребуется много времени: необходимо будет учесть интересы всех участников движения, а также удостовериться в готовности к изменениям со стороны жителей. Однако уже сегодня мы видим первые шаги в эту сторону. В городах появляется все большое выделенных полос для велосипедов и самокатов.

На момент 2024 года в Петербурге обустроено 44 велосипедных маршрута общей протяженностью свыше 150 км. Самые последние из них появились в Красногвардейском, Приморском и Фрунзенском районах. До конца 2026 года власти города планируют построить еще 30,7 км велодорожек.

Появляются и современные магистрали. Так, этой осенью Смольный утвердил строительство двух проспектов на Васильевском острове для организации комфортного движения жителям намывных территорий. Вопрос стал особенно актуален после того, как одна из строительных компаний на год раньше завершила строительство северной части искусственного полуострова, а значит, уже в скором времени приступит к возведению жилых кварталов. 775-метровый дорожный участок появится на набережной Макарова и соединит мостом две части реки Смоленки. Также на проспекте Крузенштерна построят новый участок дороги с подземными переходами и велосипедными дорожками – воплощение той самой многоуровневой системы.

Адаптивная дорожная инфраструктура

Несмотря на стремление к разделению разных видов передвижения, дорожная система будущего предполагает гибкость и адаптивность под потребности городских жителей. К примеру, градостроители должны будут не просто продумать оптимальное расположение знаков, развилок и сопутствующей дорожной инфраструктуры, а упростить для пассажиров возможность смены одного транспорта на другой.

В современных городах приступили к реализации и этого подхода: в большинстве мегаполисов пассажиры пользуются едиными электронными проездными билетами с встроенным пересадочным тарифом, который дает скидку при смене одного вида транспорта на другой в течение часа. В новых районах все чаще появляются «умные» светофоры и пешеходные переходы.

В будущем интеграция с новыми технологиями продолжится: появится «гибкая» разметка, которая будет меняться в зависимости от загрузки на дороге, а электромобили смогут заряжаться прямо во время движения от дороги. Все это, несомненно, сделает жизнь горожан более комфортной и технологичной. И хоть мы так и не сможем увидеть летающих авто, приятно осознавать, что «дороги будущего» формируются уже сегодня, на наших глазах.