Виктор Бычков: «В Петербурге если Алиса, то только Фрейндлих»
Если в Петербурге кто-то произносит имя Алиса, то никто не спрашивает: «Какая?» Потому что всем понятно, что это Алиса Бруновна Фрейндлих. Она не просто талантливейшая актриса, она душа и голос Санкт-Петербурга.
Мы познакомились в Театре имени Ленсовета. Я был молодым начинающим актером, а она – всесоюзной звездой. В театральной среде принято помогать новобранцам, «вводить» их в театральную жизнь на роли второго и третьего плана. Она ввела меня в спектакль «Бременские музыканты» на гастролях в Иваново. Сама она была первой исполнительницей принцессы в этом спектакле и все «рисунки» постановки знала «на зубок». Потом она привела меня в спектакль «Укрощение строптивой» на роль слуги. Там был эпизод, когда Катарина, которую играла сама Алиса Бруновна, берет рапиру и пытается убить Петруччо, так вот я должен был схватить ее за руку. Я схватил, начал изображать, будто Катарина очень сильная, и упустил момент, когда надо отпустить. В итоге Алиса Бруновна, не стесняясь зрителей, сказала: «Руку отпусти!» – и прибавила одно не очень цензурное слово. Вернувшись домой в тот вечер, я написал в своем дневнике: «Театра нет, все вранье». Это было важным уроком.
Сама Алиса ничего никогда не забывала. У нее для каждой роли есть тетрадка, в которой разным цветом и шрифтом расписаны все нюансы. Возможно, это немецкие корни дают о себе знать и педантичность у нее в крови. Стоит помнить, что именно благодаря бабушке немке еще маленькая Алиса пережила блокаду Ленинграда. Дневную норму хлеба бабушка выдавала Алисе крошками строго по часам на протяжении всего дня.
Мы все боготворили Алису. Помню, как на правах старосты курса подарил ей какую-то игрушку, и она поцеловала меня в щеку. Я долго не мыл щеку и с гордостью носил эту метку, как в старинном фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд» (0+). Как-то на празднике в Театре Ленсовета я набрался храбрости и сказал: «Алиса Бруновна, хватит курить, танцуйте!» Она элегантно откинула сигарету, а мой влюбленный в нее друг подобрал эту ее и блаженно докурил, видимо, представляя, что целует Алису. После он уверял, что спектакль «Укрощение строптивой» смотрел 36 раз!
Годы ничего не изменили. Помню, как через очень много лет я снова шел на работу в Театр Ленсовета, чтобы играть Йогена Тэсмана в спектакле «Гедда Габлер», и увидел, как впереди идет хорошенькая девушка, целеустремленная такая. Обогнав, я увидел, что это Алиса Бруновна, видимо, спешила на репетицию уже в Большой драматический театр имени Товстоногова.
Здоровья дорогой и любимой актрисе! Мы скоро всей семьей идем на спектакль «Лето одного года» (12+), в котором Алиса Бруновна играет вместе с Олегом Валериановичем Басилашвили. Им 180 лет на двоих, а они до сих пор красивы и остроумны. Думаю, в мире таких прецедентов больше нет и не будет!