Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Не играет, а живет на сцене: топ знаковых театральных ролей Алисы Фрейндлих

Все спектакли с ее участием достойны внимания
Фото: Театр имени Ленсовета

За плечами народной артистки СССР Алисы Фрейндлих более сотни сценических ролей, и каждая из них памятна зрителям и профессионалам. Свою карьеру она начала в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской, после присоединилась к труппе Театра имени Ленсовета, а сегодня верно служит Большому драматическому театру имени Г.А. Товстоногова. Выбрать лучшие спектакли с участием Алисы Фрейндлих невозможно, однако театральный обозреватель Екатерина Омецинская вспомнила пять знаковых работ актрисы.

«Рождены в Ленинграде», 1961 год, Театр Комиссаржевской

Спектакль режиссера Ильи Ольшвангера по мотивам одноименной пьесы Ольги Берггольц стал одной из первых важных драматических работ выпускницы мастерской Бориса Зона Алисы Фрейндлих. Актриса сама пережила блокаду и не любит вспоминать те страшные годы. Но все знание о жизни отрезанного от мира города она вложила в роль юной блокадницы Маши. Каждый раз спектакль «Рождены в Ленинграде» заканчивался одинаково – зрители стоя аплодировали и плакали. Постановку одобрила даже сама Ольга Берггольц.

«Таня», 1963 год, Театр имени Ленсовета

Сценический взлет карьеры Алисы Фрейндлих начался в Театре имени Ленсовета, главным режиссером которого был Игорь Владимиров. Их творческий и человеческий дуэт породил множество выдающихся спектаклей, и «Таня» по пьесе Алексея Арбузова был одним из ярчайших. Алиса Фрейндлих не играла, она проживала на сцене жизнь, прямо на глазах у зрителей превращаясь из влюбленной наивной девочки во взрослую, умудренную опытом женщину.

«Малыш и Карлсон, который живет на крыше», 1969 год, Театр имени Ленсовета

Постановка Норы Райхштейн – удивительный пример спектакля-долгожителя, который идет на сцене Театра имени Ленсовета до сих пор. В 1960-е, будучи уже взрослой женщиной, Алиса Фрейндлих доподлинно играла ребенка – того самого Малыша, что подружился с Карлсоном. И даже спустя много лет, выйдя на сцену в этой роли в ходе одного из юбилеев театра, актриса смогла стать тем Малышом, которого запомнили и так полюбили зрители.

«Оскар и Розовая Дама», 2004 год, Театр имени Ленсовета

Безграничность артистического диапазона Алисы Фрейндлих сделала великим спектакль режиссера Владислава Пази, пригласившим вновь актрису на сцену Театра имени Ленсовета. Постановке рукоплескали зрители не только в России. Актриса одновременно играла мальчика, умирающего от жестокой болезни, и пожилую сиделку, навещающую его в клинике. И ни секунды сомнений в подлинности обоих персонажей не возникало ни у одного человека в зале.

«Дядюшкин сон», 2008 год, БДТ

Режиссер Темур Чхеидзе поставил повесть Федора Достоевского так, что она стала комичной и трагичной одновременно. Героиня Алисы Фрейндлих – немолодая властная саркастичная дама, которая мечтает выдать дочь замуж за престарелого, но весьма состоятельного князя. Неповторимые интонации актрисы, ее пластика фактически превратили Марию Александровну Москалеву в главного персонажа пьесы. Зрители неотрывно следили даже за тем, как она, молча, мяла платок в руках.