Денис Удод: «Петербуржцы должны жить в комфортных условиях»
В своем первом большом интервью, которое Денис Удод дал «Петербургскому дневнику», новый руководитель ведомства рассказал о задачах на этом посту, подготовке города к зиме и выполнении программы капитального ремонта.
– Денис Геннадьевич, какие задачи вы ставите перед собой как руководитель Жилищного комитета?
– Задача, которую я ставлю перед собой на этом посту, формулируется просто: «Петербуржцы должны жить в комфортных условиях». Моя задача в том, чтобы зимой у них в квартирах были тепло и свет, чтобы домой люди поднимались по отремонтированным подъездам, фасады домов находились в обновленном состоянии, крыши домов не текли, чтобы вся инженерия в доме работала и, в конечном счете, чтобы в любом петербургском доме жилось с комфортом. Горожанин, выходя из своего двора, не должен портить себе настроение тем, что он вступил в грязь или в лужу, а мусорные контейнеры доверху переполнены отходами. Моя задача как руководителя Жилищного комитета – обеспечить людям максимально комфортное проживание в самом красивом городе на Земле.
– Как вы оцениваете подготовку города к зиме? Хватит ли Петербургу дворников и механизаторов для уборки внутриквартальных территорий?
– На этапе подготовки жилого фонда к зиме были выполнены все необходимые работы по текущему и капитальному ремонту тех конструктивных элементов зданий и инженерных систем, которые влияют на безаварийное прохождение отопительного сезона в многоквартирных домах.
К 1 сентября все дома, ремонт которых был запланирован, нами отремонтированы. К 15 сентября все дома в Петербурге получили «паспорта готовности». Этот документ выдает специальная комиссия, которая проходит по всем домам с инспекциями.
Что касается штата сотрудников, задействованных в уборке, то у нас процент укомплектованности штатных расписаний превышает 90 процентов – как по дворникам, так и по механизаторам. В нашей сфере такая укомплектованность считается вполне приемлемой. Да, мы ощутили некоторый отток кадров из-за отъезда на родину жителей постсоветских государств.
Тем не менее руководители петербургских жилищных агентств сделали все, чтобы справиться с этой проблемой. Хватит ли нам 90-процентной укомплектованности людьми в зимнем сезоне? Мы посмотрели итоги прошлого сезона, немного переработали технологический регламент, добавили операций, увеличили трудоемкость некоторых процессов, пересчитали численность. В итоге мы вышли с предложением поэтапно увеличивать численность дворников в городе. Губернатор Петербурга это предложение поддержал. Мы надеемся, что после принятия документа, с Нового года, в Петербурге появится дополнительная тысяча дворников, а с 1 июля – еще одна тысяча. Это необходимо, потому что мы видим недостаток работников ручного труда. Набрать такое количество дворников будет непросто, с учетом того, что безработица в Петербурге сегодня находится на околонулевых значениях. Мы знаем, что почти все рабочие руки сегодня заняты, но ничего, будем их искать.
– Какова готовность к зимнему сезону уборочной техники?
– Сейчас в распоряжении районных жилищных агентств находятся 1246 единиц уборочной техники, вся она подготовлена к зиме и в случае необходимости готова незамедлительно выйти на линию. Да, периодически техника ломается, но у нас хорошо налажена система ее ремонта и замещения. Поэтому та техника, которая сломалась, быстро передается в ремонт, ее исправляют, и она вновь выходит на линию.
– Сколько домов в Петербурге будут ремонтировать в зимний период?
– Точной цифры таких домов пока нет. Могу назвать вам виды работ, которые мы будем вести в зимний период. Это капитальный ремонт тех элементов и систем, которые не влияют на прохождение отопительного сезона.
Зимой могут менять лифты, проводить ремонт подвальных помещений (без отключения инженерных систем), а также устранять аварийность внутренних конструкций зданий. Обычно в зимний сезон все основные работы у нас приостанавливаются. А все большие сложные работы, которые не успели сделать до зимы, консервируются и затем продолжаются уже в новый межотопительный период.
– А как обстоят дела с задолженностью петербуржцев по взносам за капитальный ремонт?
– Нужно понимать: взносы на капитальный ремонт, платежи ЖКХ и за текущий ремонт, и за содержание общедомового имущества вносить необходимо. Если все мы этого делать не будем, то откуда появятся деньги в Фонде капремонта, а также у управляющих компаний на то, чтобы делать текущие ремонты? Фонд капремонта пополняется исключительно за счет средств горожан. К сожалению, у нас до сих пор остаются люди, которые не отдают себе отчет в том, что дом – это их совместная собственность и они обязаны нести бремя содержания этой собственности. Если у вас есть автомобиль, вы же не обращаетесь к государству с тем, чтобы оно поменяло вам колеса на зиму? То же самое и с нашим жильем. Если у нас есть квартира, то мы помимо прав на нее обретаем еще и обязанности – например, по содержанию того имущества, которое принадлежит нам по праву общедолевой собственности в многоквартирном доме.
– Расскажите о формах содействия гражданам в плане улучшения жилищных условий. Как идет работа по этим программам?
– У нас есть самые разные формы содействия горожанам в улучшении их жилищных условий. Например, натуральная форма – предоставление гражданам квартир. Согласно Жилищному плану 2024 года, у нас более 3 тысяч квартир для наших очередников, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Это и многодетные семьи, и ветераны боевых действий, и семьи с детьми-инвалидами, это и общая очередь, и расселение коммунальных квартир. Категорий граждан, нуждающихся в готовом жилье, в городе несколько десятков.
Вторая форма – это содействие гражданам в улучшении их жилищных условий, когда государство субсидирует часть стоимости приобретаемого жилья. На эти цели у нас в бюджете предусмотрено 23,4 миллиарда рублей социальных выплат. Общее количество очередников на начало года было 84 тысячи человек, а на 1 ноября – уже 71 тысяча человек. То есть у нас идет постоянное снижение количества очередников, людей, остро нуждающихся в улучшении жилищных условий. Город уделяет беспрецедентное внимание этим вопросам: из бюджета постоянно выделяются деньги на приобретение квартир, на выдачу жилищных сертификатов (субсидий на улучшение жилищных условий). Более 6 тысяч семей в этом году получат такое содействие от города.
– Уже почти три года в Петербурге работает региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Как вы оцениваете его работу? Есть ли какие-то проблемы?
– Формально сфера по обращению с отходами не входит в прямые полномочия Жилищного комитета. Этими вопросами занимается Комитет по природопользованию. Тем не менее это один из элементов комфортного проживания петербуржцев, поэтому вопрос обращения с твердыми коммунальными отходами постоянно находится в фокусе нашего внимания.
Мы следим за тем, чтобы у нас соблюдался график вывоза контейнеров с мусором, балансируем систему. В исторической части города очень много узких дворов-колодцев, в некоторых местах это не позволяет сформировать контейнерные площадки. Поэтому контейнеры стоят, накапливаются, и к моменту прохождения автомобиля-мусорщика сотрудники управляющей компании их выкатывают, и мусор забирается. Мы стараемся сделать так, чтобы вот этот промежуток времени, на который мусорный контейнер выкатывается из двора, был как можно меньше.
Для этого необходимы два условия. Первое – четкое соблюдение графика прохождения автомобиля-мусорщика от «Невского экологического оператора». Второй – своевременный выкат контейнеров сотрудниками управляющей компании.
Само содержание контейнерных площадок – это тоже вопрос, входящий в зону нашего внимания. Нужно, чтобы их вовремя мыли, чтобы своевременно проводилась дератизация и там не разводились крысы.
Большая проблема сегодня – вывоз крупногабаритных отходов, но это опять-таки вопрос системы организации работы. У нас люди не всегда понимают, что крупногабаритные отходы – отдельная категория и их нужно складывать в специально отведенных для этого местах. Это, собственно, все крупные предметы – диваны, холодильники, телевизоры. Бывают случаи, когда человек просто вынес холодильник из подъезда, поставил неподалеку и искренне считает, что он его выбросил. Нет, нужно доставлять такую технику как минимум до места накопления крупногабаритных отходов, чтобы их оттуда увезли.
– Как вы оцениваете деятельность Единого информационно-расчетного центра города (ЕИРЦ)? Есть ли жалобы на его работу, и если да, то много ли?
– По поводу ЕИРЦ мы считаем, что это неплохая система выставления счетов гражданам на оплату ЖКХ, поскольку благодаря ей люди перестают путаться в квитанциях. Когда ты получаешь отдельную квитанцию за вывоз ТКО, еще одну – по взносам за капремонт, третью – за коммуналку и четвертую – за жилищные услуги, ты начинаешь путаться в этих квитанциях, думать: заплатил – не заплатил. А когда все платежи в одной квитанции, это как минимум удобно.
Кроме того, в ЕИРЦ наладили довольно хороший контакт с жителями по отработке их обращений. У них есть специальное подразделение, кол-центры, отработка звонков, они стараются максимально снимать недовольство жителей. Мы это видим и чувствуем, количество обращений на плохую работу ЕИРЦ стабильно снижается.
В целом мы оцениваем их работу положительно, и у нас все управляющие организации с долей городского участия – это примерно 49 процентов многоквартирных домов в Петербурге – перешли сегодня на единую квитанцию, на выставление счетов через ЕИРЦ.
– Недавно депутаты обсуждали возможность установки шлагбаумов на внутридворовых территориях исторических районов города – для обеспечения парковочными местами жителей близстоящих домов. Какова позиция Жилищного комитета?
– Просто у нас во многих дворах есть жители, которые хотят только «корешки», но не хотят «вершки». Они считают: это наш двор и в него посторонним машинам заезжать нельзя. Но при этом они почему-то не хотят оформлять земельный участок в городской кадастр и ставить его в общедомовую собственность. Потому что это увеличение расходов на содержание дома. Это и налог на землю, и уборка самого участка. То есть если двор переходит в домовую собственность, то этот участок уходит из категории «земель общего пользования» и жилищное агентство больше не будет отвечать за его уборку. А будет управляющая компания, которая выставит за это счет жителям.
Кто-то из жителей это понимает, а кто-то – нет. Некоторые просто говорят: «Мы хотим ограничить въезд в свой двор, и все тут». Прекрасно, но тогда вы и несите бремя содержания своего двора самостоятельно, а не спрашивайте: «А кто нам снег уберет, листву подметет?» Хотите закрытый двор – оформляйте его в кадастр, ставьте в общедомовое имущество, устанавливайте шлагбаум. И заранее предусматривайте в расходах деньги на эксплуатацию этого шлагбаума. Ведь эти деньги не возьмутся из воздуха! Если жители готовы к расходам – пожалуйста, делайте свой двор закрытым.