«Юбилей отмечу после победы наших ребят»: председателю Санкт-Петербургской избирательной комиссии Максиму Мейксину исполнилось 50 лет
– Максим Семёнович, 2024 год был тяжелым для вас и Горизбиркома?
– Год был насыщенный: горячая весна, а затем горячее лето. Две очень важных для страны и для города избирательных кампании. Это очень большая нагрузка, но избирательная система Петербурга достойно справилась со всеми поставленными задачами, показав высокий уровень организованности, подготовки и легитимности выборного процесса. И это в том числе результат той большой подготовительной работы, которую мы вели два года. Мы переформировали участковые избирательные комиссии, сформировали максимально профессиональные команды, готовили комиссии к работе, большая программа была по обучению.
– Горизбирком дважды в этом году подводил итоги выборов. А будете подводить итоги работы избирательных комиссий?
– Буквально через пару недель наметили большое совещание с территориальными избирательными комиссиями, дав им время отдохнуть от выборного цикла. На нем разберем те вопросы, которые были, и моменты, на которые необходимо обратить внимание перед следующим электоральным циклом в 2026 году. Подведем итоги и обсудим планы на подготовку наших комиссий по продолжению обучения.
– Довольны ли вы явкой на выборах?
– На президентских выборах в Петербурге явка была рекордной, на губернаторских выборах – очень высокой. Но нужно понимать, что мы за явку не отвечаем. Наша задача – это точный подсчет и профессиональная организация избирательного процесса, чтобы все действия, все процедуры, которые предусмотрены федеральными законами и законами Санкт-Петербурга, четко исполнялись.
В этом году у нас появился новый проект «ИнформУИК», который направлен на повышение информированности жителей Петербурга о предстоящей выборной кампании поквартирными обходами. Это новый опыт для современной избирательной системы, который достаточно долго применялся в Советском Союзе. Задача стояла проинформировать о предстоящих выборах, сверить списки избирателей, уточнить какие-то нюансы, ответить на вопросы избирателей. Это косвенно влияет на явку, но прежде всего «ИнформУИК» – это информирование избирателей.
– Насколько сильное влияние на явку оказывает многодневность голосования? Оправданны ли затраты на нее?
– Явку это, безусловно, повышает. Но в первую очередь несколько дней голосования решают вопрос удобства для избирателей. В пятницу приходят на участки голосовать те, кому удобно это сделать перед работой или в обед, а потом уехать на дачу на все выходные. В субботу – те, кто не смог в пятницу, но тоже планирует уезжать из города на выходные. А в воскресенье идут те, кто в пятницу и субботу не смог. Все три дня явка была высокая.
Три дня голосования – это, безусловно, большая нагрузка на избирательные комиссии. Но во главе угла должно стоять удобство избирателей. Формат многодневного голосования, на мой взгляд, вполне целесообразный и хорошо себя зарекомендовал.
– На выборах было слишком много желающих следить онлайн за происходящим на участках, не всем хватило мест в Центре общественного наблюдения. Что мешает вернуться к трансляциям в Интернете?
– Мы исходим в первую очередь из тех норм, которые устанавливает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и федеральное законодательство. Трансляция в интернете – это затратная история для бюджета города и для бюджета страны. И она не всегда себя оправдывает. По большому счету, тот, кто хочет профессионально наблюдать, сейчас имеет такую возможность. Более того, любую спорную ситуацию мы всегда разбираем – у нас есть доступ к архиву видео.
По итогам выборов в этом году у нас было минимальное количество обращений. Мы ожидали большего числа обращений по муниципальной кампании. Но было всего три обращения в суд. Для такой огромной избирательной системы, как в Петербурге, – это очень мало. Ни одной жалобы для рассмотрения на заседании Санкт-Петербургской избирательной комиссии по итогам Единого дня голосования не поступило.
Во многих странах нет не то что записи и трансляций, а нет даже самого видеонаблюдения, и даже обычным людям запрещено снимать на избирательных участках. Мне кажется, что у нас достаточно разумный подход в избирательной системе к доступу к трансляциям с участков. На профессиональном уровне можно наблюдать, не устраивая из этого публичное и дорогое шоу.
Но мы обсудим с Общественной палатой Петербурга, чтобы в следующем электоральном цикле рассмотреть возможность увеличения количества мест в Центре общественного видеонаблюдения.
– Чувствуете ли поддержку со стороны Центризбиркома?
– Безусловно. Мне кажется, что у нового состава Санкт-Петербургской избирательной комиссии сложились хорошие и рабочие отношения с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Чувствуется поддержка руководителя ЦИК России Эллы Александровны Памфиловой и ее внимание к городу. У нас серьезный куратор в лице заместителя председателя Центральной избирательной комиссии Николая Ивановича Булаева. Он постоянно с нами на связи. На выборах было много ситуаций, где мы консультировались с ЦИК России, с правовым управлением в первую очередь, чтобы сформировать консолидированную юридическую позицию. Опыт выборных кампаний 2024 года показал, что у нас высокий уровень взаимодействия и, конечно, поддержки. Уверен, что так будет продолжаться и дальше.
– В следующем году ждать довыборов? Некоторые муниципальные депутаты отказались по разным причинам от своих мандатов.
– На данный момент нам известно о двенадцати таких случаях. Ситуации разные – кто-то складывает полномочия, потому что переходит на другую работу, кто-то по другим причинам. Во всех случаях отказа от полномочий депутата довыборы по закону не проводятся, если в избирательном округе остаются замещенными не менее двух третей мандатов. Вполне возможно, в ближайшее время будет такая ситуация, что менее двух третей мандатов в одном округе будет замещено, и довыборы потребуются. А вот когда их проводить, зависит от правомочности всего муниципального совета. Если в нем больше двух третей от избранных депутатов остается, а пока все случаи такие, то закон позволяет провести довыборы в ближайший Единый день голосования, который будет следующей осенью. Если же в каком-либо муниципальном совете останется меньше двух третей от избранных депутатов, то тогда мы будем проводить довыборы оперативно, в течение трех месяцев, чтобы восстановить правомочность совета.
– Будут ли электронными выборы в 2026 году в Петербурге? Готовитесь ли к этому?
– Нам нравится опыт Москвы с электронными списками избирателей, которые позволяют проголосовать на любом участке. С ними одновременно логично запускать электронное голосование, не дистанционное электронное голосование, а именно электронное голосование. Это когда голосуют не бюллетенем, а делая выбор на сенсорном экране. И это тоже есть в Москве.
Что касается дистанционного электронного голосования, то мы очень большой регион и требуется достаточно большая подготовительная работа. Так, нужно сопоставить записи, которые содержатся в системе ГАС «Выборы» с записями на портале «Госуслуги». Мы эту работу ведем. Но остаются разночтения примерно в 60 тысячах несопоставленных записей. Например, это случаи, когда человек поменял паспорт: в системе ГАС «Выборы» автоматически отобразился его новый паспорт, а на портале «Госуслуги» номер паспорта меняется самостоятельно, и человек этого не сделал. Есть разночтения в записи буквы «е» и «ё» в фамилии, имени или отчестве. И очень много сложностей, связанных с некорректным написанием адресов. В Петербурге только сокращений «города» несколько: где-то пишут просто «Санкт-Петербург», где-то «гор. Санкт-Петербург», «г. Санкт-Петербург», а бывает, что «г» и «гор» без точки. А это все тоже разночтения, которые не позволят избирателю проголосовать дистанционно, есть и другие вопросы, требующие решения.
Есть момент и технологический – оборудование и возможность приобрести его с учетом санкций. Часть из него не производится в России, часть объективно стоит очень больших денег. Например, для работы с электронными списками требуется минимум четыре компьютера на избирательный участок. И еще нужны дорогостоящие сканеры. Мы считали, это стоит около двух с половиной миллиардов рублей. Это очень большие деньги. Если даже мы сможем купить оборудование за разумные деньги, то его нужно будет успеть протестировать, чтобы на реальных выборах не было никаких срывов. Будем к этому стремиться, исходя из тех ограничений, которые есть.
– Весь год Горизбирком в проекте «Лица избиркома» рассказывал о людях, которые работают в участковых комиссиях: кто-то из них выступал в КВН, кто-то играет в рок-группе, другие шьют костюмы. А у вас какое хобби?
– В избирательной системе Петербурга работает очень много людей: учителя, врачи, инженеры, рабочие – люди самых разных специальностей. Когда они собираются вместе, становятся избирательными комиссиями и решают важную для страны и для города задачу по выборам. Хобби у всех разные. Мне от моего деда досталась коллекция монет. И я всю свою жизнь тоже посвящаю коллекционированию монет. Это позволяет разгрузить голову, отвлечься от работы, сосредоточиться на изучении исторических моментов, связанных с той или иной монетой.
Я собираю исключительно отечественные монеты: царской России, Советского Союза, современной России. Много интересно можно узнать, просто держа монету в руке. Например, был период в истории Российской империи, когда государство настолько обеднело, что монеты чеканили медными, а на них писали «2 копейки серебром». Были и периоды расцвета империи. По монетам всегда видно, какое время переживала страна, и это всегда интересно.
– А откуда берете монеты?
– В основном стараюсь не покупать, а менять. Интересные монеты приносят друзья. На самом деле, чтобы коллекционировать монеты, их не обязательно покупать. Иногда можно просто в кармане посмотреть ту мелочь, которая у вас есть. Например, я поставил себе задачу собрать монеты всех номиналов каждого года, начиная с 1991 года, и отдельно после деноминации с 1998 года, среди них есть редкие и интересные монеты.
– Как будете отмечать юбилей?
– Хороший вопрос. Наверное, принято такие цифры отмечать сбором друзей, коллег. Я с удовольствием бы это сделал. Но сейчас наши парни воюют на фронте, в Донбассе, страна сражается за свое будущее. Мне кажется, мягко говоря, некорректно в этот период устраивать праздники. Ограничусь ужином с родителями. А дальше, после Победы наших ребят и нашей страны, может быть, отмечу юбилей, как принято, в 50 с половиной лет или 51 год.
– Что пожелаете тем, кто работает в избирательной системе Петербурга в новом году?
– Год был насыщенным. Избирательная система показала очень высокий уровень работы, хочу всех, и не только работников избирательной системы, от всей души поблагодарить. Желаю нам всем Победы, счастья, успехов, процветания нашей стране и нашему городу.