Как 17-летний волонтер из Петербурга помогала ухаживать за бойцами

Ручная кладь уложена. Телефон выключен. Самолет взлетает. И с каждым метром набранной высоты нарастает тревога.
«Я не боялась до того, как села в самолет. Когда мне предложили поехать, я была воодушевлена: я смогу помочь. Но после, когда мы летели в Москву, появились мысли: «Кто я, куда я еду, что я в свои 17 лет могу сделать?» Там люди лежат с ранениями. Люди, которые видели то, что в страшном сне не представишь. А я кто? Маленькая девочка», – рассказывает Марта Дегтяренко.
Действительно маленькая, но эта девочка обладает большим сердцем и железными принципами. Она была первым добровольцем, которому разрешили оправиться в гуманитарную миссию до достижения восемнадцатилетнего возраста.
«Но в Москве нас успокоили: провели инструктаж, морально настроили. После этого я вздохнула, взяла себя в руки и лишний раз напомнила себе свой главный жизненный принцип: если начинаешь что-то делать, то делаешь это от начала и до конца. Мы сели в автобус и поехали в Ростов», – говорит Марта.
«Работы хватало всем»
В коридорах больницы пахнет свежестью. Из перевязочной расходится аромат хлорки и спирта. Свет падает из окон на кровати и прикроватные тумбочки. В палатах тихо, хоть там и лежат люди: по большей части они молчат.
Но внезапно лица мужчин озаряет улыбка. В дверь заглядывает лучик солнца (так тут называют Марту).
Свет перемещается на стены: там рисунки. Неумелые, детские. Один из них – ангел с улыбкой и надписью «Мы верим в тебя».
«Поначалу я стеснялась с ребятами разговаривать. Но они первые пошли на контакт, спросили, откуда я, и удивились, что из Питера. А потом и я спросила у одного про то, кто он по гороскопу. Хотя я астрологией и не интересуюсь… Так и разговорились. Казалось бы, я рассказывала банальные истории, кто-то скажет, что и глупости, но именно это и поднимало им дух. Я поняла, что именно в этом и заключалась моя мини-миссия. Один парень как-то заявил: «Да ты настолько простая, что ты мне, как братан!» Так, «Братан» ко мне и прицепилось. И я рада, что у нас такие дружеские отношения наладились. Для них простая улыбка – это лучик солнца. Для них очень важен позитив», – отмечает Марта.
Волонтеры работают в разных отделениях, и ни для кого поблажек нет. Не знаешь, как перевязку делать, – научат. И дальше ты уже сам доведешь все до автоматизма.
Обменялись купюрами
Так прошло две недели. Ежедневно капельницы, уколы, перевязки и человеческое отношение. Именно там Марта поняла, что, когда тяжело, человек проявляет свою истинную природу: именно в этих условиях настоящих людей видно без прикрас.
«Они очень сильные, но при этом они все-таки люди! Такие же, как мы. Знаете, для меня стало шоком, что многие из них боялись уколов. Но делали, потому что это нужно для их здоровья… Они делают, потому что это нужно делать. И это меня вдохновляет», – признается девушка.
Самолет вновь приземлился в Петербурге. Но теперь у Марты в сердце хранилось огромное количество света, а в паспорте оказалась… пятирублевая купюра.
«Знаете, это такой символ для меня. Когда настал момент расставаться с одним из бойцов, мы разговорились. И я вспомнила, что у меня пятирублевая купюра в кошельке, решила показать, думала, он удивится. А он говорит: «И у меня такая есть». Вот мы и решили обменяться: моя у него, его теперь у меня», – улыбается Марта и вновь прячет ее под иконку, которую тоже носит в паспорте.
Теперь она дома. Каждому добровольцу после миссии необходимо минимум полтора месяца отдыха.