Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Петербуржцам рассказали о мастерской, в которой чинят коляски для людей с ограничениями по здоровью

Во вторник, 3 декабря, отмечается Международный день инвалидов
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Сегодня – Международный день инвалидов. «Петербургский дневник» рассказывает о мастерской, в которой чинят коляски для людей с ограничениями по здоровью.

В Петербурге и Ленобласти проживают более 20 тысяч человек, передвигающихся только на инвалидной коляске. Если она ломается, для такого человека закрывается выход в большой мир.

Пару месяцев назад с такой проблемой столкнулся нижегородец Николай. Он приехал в Северную столицу на обследование, и в первый же день прямо в больнице сломалась коляска. Вызвать мастера из ремонтного сервиса очень дорого. Авто- или велосипедные мастерские боятся инвалидных колясок как огня. Так и говорят: «Случись потом что с инвалидом – засудят». В Интернете Николай нашел мастерскую «МИК», что означает, собственно, «Мастерская инвалидных колясок». Позвонил, и в тот же день из «МИК» к Николаю приехал мастер и все починил. Цена вопроса около 500 рублей. А недавно, когда у «МИК» действовал президентский грант, было и вовсе бесплатно.

ЕСТЬ ТОЛЬКО «МИК»

Мы спускаемся в подвал, рискуя удариться головой о низкий потолок. Сюда не то что инвалиду, обычному человеку попасть непросто.

«В июле 2016 года Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга предоставил межрегиональной общественной организации «АВИП» (ассоциация ветеранов, инвалидов и пенсионеров) субсидию на создание рабочих мест для инвалидов, было закуплено оборудование, и в 2017 году состоялось открытие мастерской по ремонту инвалидных колясок «МИК». На работу были приняты четыре инвалида. Среди мастеров были и профессионалы – слесари, токари и даже инженер-радиоэлектронщик, а также те, кто учился на месте. С тех пор сформировалась база, мастера научились чинить не только механические, но и электрические коляски. Но, к сожалению, человек устает, люди уходят», – рассказывает руководитель общественной инспекции инвалидов по доступности городской среды «АВИП» и куратор «МИК» Виктор Якимов.

Работали и с частными заказами, и с центрами реабилитации инвалидов. Сначала было по 2-3 обращения в неделю, сейчас – по 2-5 в день.

«Мы стараемся починить коляску как можно быстрее, понимаем, что для инвалида коляска – это единственное средство передвижения. Бывает, что ремонт затягивается, например нет запчастей. Тогда стараемся предоставить коляску на замену», – поясняет Виктор Якимов.

ВОПРОС О ГАБАРИТАХ

Гуманитарная идея была по достоинству оценена. В декабре 2017 года «АВИП» выиграла первый президентский грант, по которому были закуплены расходники и запчасти для мастерской. Благодаря этому в течение 2018 года удалось выполнить 114 заявок по ремонту, в том числе выездному.

В феврале 2020 года был выигран второй президентский грант, а в июле 2022-го – третий, причем последний был связан именно с «МИК». В течение всего 6 месяцев 2022 года удалось выполнить 360 заявок по ремонту инвалидных колясок. Тогда же «МИК» переехала в новое социальное помещение на 11-й Красноармейской.

«К нам приезжали даже соцработники из военных госпиталей. В первые месяцы специальной военной операции была проблема: кто-то заказал инвалидные коляски, которые по габаритам не проходили в санузлы госпиталя. Представитель госпиталя приезжал к нам с фотографиями, мы рассматривали фото и передавали запчасти, чтобы на месте можно было коляску подрегулировать. Такой удаленный ремонт», – уточняет Виктор Якимов.

«НУЖНА ГОЛОВА»

В 2023 году «АВИП» снова удалось победить в конкурсе, и на четвертый президентский грант, направленный на службу помощи маломобильным группам населения, «На коляске по жизни», было выполнено уже 2000 заявок по ремонту.

Сейчас действие гранта закончилось, поэтому мастерская переведена на самоокупаемость. С начала года удалось починить несколько сотен колясок. Мастера рассказывают, что стараются использовать все возможности, чтобы минимизировать стоимость затрат.

Сейчас тут работают два мастера и один администратор, все трое – инвалиды. Сергею Мезенцеву 66 лет, он инвалид по слуху. По профессии – слесарь-ремонтник, наладчик, инструментальщик, работал на специализированном предприятии, потом вышел на пенсию, но, когда предложили работу, отказываться не стал. Сюда попал при содействии Комитета по труду и занятости населения.

«Я могу в принципе любую коляску починить, я же слесарь. Трудного тут ничего нет, голова нужна только», – скромно говорит Сергей.

Вспоминает, как недавно на экскурсию в Петербург приехал инвалид из Пензы, но на его мотоколяске сломалась деталь. Сергей выточил нужную на своем станке. Говорит, что сложнее с электрическими колясками, там другие принципы работы, другие запчасти, некоторые надо заказывать из-за границы.

Второй мастер – Владимир Федоров. Он на специальной швейной машинке делает новые сиденья и спинки колясок, они очень быстро изнашиваются.

По словам мастеров, проблемы возникают не с ремонтом, а с общением. Этим занимается третий сотрудник Владислав. Он тоже инвалид, но прекрасно справляется и с заказами по телефону, и с компьютером. Говорит, что рад работе, – дома скучно. Он каждый день ездит сюда (час в одну сторону), чтобы поработать.

ТРЕПЕТНО И С ДУШОЙ

Спрос на услуги по ремонту колясок есть, но самые главные проблемы – с логистикой и с помещением. Из-за статуса здания нельзя сделать ни нормальный пандус, ни удобный въезд. Бывало, что приходилось передавать коляску через окно, пока клиент-инвалид дожидался в такси.

«Здесь ты делаешь добрые дела. В коммерции этого не замечаешь. Обычный человек не сможет подойти к делу так, как инвалид. Они работают более трепетно, с душой. За счет того, что наши мастера на квотировании, расценки на ремонт социальные. Например, ремонт колес – около 200 рублей. Для обычных колясок с запчастями проблем нет, а вот для активных облегченных, которые стоят по 600-700 тысяч, запчасти дорогие. Например, колесо может стоить не 500 рублей, а тысяч 5-6», – добавляет Виктор Якимов.

Сама мастерская «МИК», как и «АВИП», есть в реестре поставщиков социальных услуг. Поэтому клиенты могут вызвать социальное такси, но оно везет человека, а не коляску.

«Нам необходимо помещение, которое было бы доступно для инвалидов-колясочников, но желательно в центре города, ведь люди едут из самых разных мест. Мечтаем также о постоянных контрактах с изготовителями или поставщиками запчастей. Спрос растет, мы видим. А у нас два мастера на весь город и помещение, куда инвалиду попасть невозможно», – подводит итог руководитель мастерской.