Михаил Пиотровский рассказал, что такое матрица вкуса и почему он ничего не имеет против стендап-комиков
В этом году руководитель главного музея страны отвечал на вопросы не только журналистов, посетителей и пользователей Интернета, но и искусственного интеллекта (ИИ). И при этом еще должен был определить, какой из вопросов сформировал именно ИИ.
Для начала он отверг слово «инфлюэнсер», прозвучавшее в вопросе ведущей. И заявил, что ему гораздо больше нравится слово «определитель моды».
«Последние несколько десятилетий Эрмитаж действительно определяет моду», – сказал он и привел в пример создание NFT и эрмитажные спутники, мода на которые теперь пошла по всему миру. Кроме того, он напомнил, что именно Эрмитаж добился того, чтобы посещаемость музея перестали считать главным критерием работы, а также изменения в законе, который делает неприкосновенными музейные коллекции.
По мнению директора, можно использовать новейшие технологии, чтобы сохранять наследие и быть консервативным. При этом Пиотровский отметил, что консервативный не значит «консервы». Это значит сохранять традиции, на основании которых создается будущее.
Пиотровский отметил, что «бесконечные мультимедиа уже выходят из моды, быстро устаревают и не работают». «Это помощники, которые можно менять, как перчатки», – подытожил он первую тему.
Отвечая на вопрос, как музей адаптируется к новым поколениям, он ответил, что «приходящие в Эрмитаж люди видят то, что они видят, после чего вырабатывают вкус».
«Вот, например, Георгиевский зал. Он абсолютный идеал, сочетающий монументальность и красоту, а также восток, запад, сады, реки и прочее. Это тот русский вкус, который очень хорошо уравновешен», – отметил Пиотровский.
Гендиректор Эрмитажа уверен, что посещать музей надо «с утробы матери». «Прежде всего, беременные женщины должны ходить в музей, смотреть на мадонн, и дальше все будет хорошо», – считает он.
Развивая тему посетителей, Пиотровский рассказал, что вопреки гневным, а порой даже грубым жалобам, например, на то, что для пенсионеров в Эрмитаже всего один бесплатный день в месяц, на самом деле это не так. Каждый четверг недели люди «серебряного возраста» могут посетить его бесплатно. Льготы существуют также для многодетных семей, участников СВО и членов их семей.
«Я прошу всех внимательно следить, потому что иногда мы получаем гневные жалобы на тему, которой не существует», – обратился он к потенциальным посетителям. И добавил, что музею приходится бороться с массовыми спекуляциями. Эрмитаж даже выиграл несколько судов у фейковых сайтов. «Не нужно спекулировать на доброте музея», – добавил Пиотровский.
Говоря о сотрудничестве с музеями других стран, он затронул перспективы своей работы.
«Я общался с очень многими музейными директорами. Про российских не будем, а из мировых – есть замечательный директор Музея современного искусства в Нью-Йорке – Гленн Лоури. Он тоже востоковед. Как и я, тоже отработал директором 30 с чем-то лет, у него тоже, как у меня, готовится «смена караула». Мы много лет вместе общались и набирались опыта друг у друга», – сказал он.
Отвечая на вопрос, какие передачи или шоу он предпочитает, Михаил Пиотровский признался, что шоу не смотрит, но к стендап-комикам относится хорошо. «Они стимулируют изучение страны и языка. Через них понимают жизнь», – обосновал он свой ответ.
Гендиректор признался, что предпочтение он отдает чтению, в том числе газет.
«Я читаю газеты. И, чтобы прочитать основные, на это уходит если не полдня, то все утро», – уточнил он.
Михаил Пиотровский поделился планами на ближайшее будущее. Он рассказал, что во время традиционных Дней Эрмитажа в реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» откроют два новых зала. Первая экспозиция подробно познакомит с историей античного стеклоделия. Второй зал будет посвящён часам XIX века. Также готовится к открытию постоянная экспозиция, посвященная приемникам Пера Великого. И к концу года – постоянная экспозиция Китая.
Будет продолжена работа музея над токенами, которые теперь называются арт-токенами. «Мы нашли зацепку: это картина до и после реставрации», – сообщил Михаил Пиотровский. Он отметил, что таким образом «человек сможет удовлетворить свое желание чем-то владеть». Кроме того, нескольким художникам будет предложено создать фантазии на тему реставрируемых картин.
«Мы еще не исчерпали всех возможностей. А когда будет новая мода, мы придумаем еще что-нибудь», – заверил Михаил Пиотровский.
В планах – совместные с РГИСИ и БДТ проекты, которые вписываются в придуманное им определение «театральный музейный холдинг». Так, сейчас, например, обсуждается с актерами БДТ прогулка по галерее Петра I.
В дальнейших планах – параллельные выставки в Эрмитаже и в Китае. Первая расскажет о династии Цин, вторая – о династии Романовых.