В Санкт-Петербургской Филармонии им. Д.Д. Шостаковича откроется выставка «Площадь милосердия. К 110-летию госпиталя Красного Креста и Петроградского дворянства»
Соло для рентгена с оркестром
Более чем на целое столетие была предана забвению удивительная история о том, как в Доме Дворянского собрания венские стулья для ценителей симфонической музыки однажды уступили место железным койкам.
Выставка «Площадь милосердия. К 110-летию госпиталя Красного Креста и Петроградского дворянства», которая откроется 2 декабря в Санкт-Петербургской Филармонии им. Д.Д. Шостаковича, как раз и представит неизвестные страницы биографии не только «Цитадели музыки», но и города на Неве, относящиеся к эпохе Первой Мировой Войны.
Листая старенький альбом
Слово «неизвестные» надо понимать буквально. Потому что до недавних пор даже в самой Филармонии не было практически никаких сведений об открытом 2 декабря 1914 года в петроградском Дворянском Собрании лазарете для нижних чинов Русской Императорской армии. Ведь в советское время память о «позорной империалистической» войне в лучшем случае, прятали «под спуд», в худшем – просто стирали. В постсоветское, когда этот пласт прошлого вышел из тени (и, например, о госпитале в Зимнем дворце появилось множество исследований), яркая музыкальная жизнь здания Дворянского собрания - Большого зала Филармонии как бы заслонила эту страницу его истории.
«До сих пор в научных трудах и исторических изданиях о существовании этого госпиталя можно найти лишь пару-тройку самых общих фраз, – подчеркивает куратор выставки Маргарита Саймойлова, – А ведь он был один из самых крупных в Петрограде – на 300 коек! Но подробности тех событий не были известны никому».
Поэтому можно себе представить изумление сотрудников музыкальной библиотеки Филармонии, когда несколько лет назад на пороге появился весьма пожилой человек – Виктор Евгеньевич Соловей, – державший в руках тоненькую стопку разрозненных листов из дореволюционного семейного фотоальбома. И на тех любительских снимках были запечатлены будни госпитальной жизни. Оказалось, что теща этого благородного петербуржца, трудилась сестрой милосердия в этом лазарете!
«После смерти своей супруги, Виктор Евгеньевич решил, что эти бесценные свидетельства прошлого должны храниться вне стен его дома, – делится Маргарита Самойлова, – И он передал их в дар нам».
Кстати, альбом оказался в «разобранном» виде, вероятно, потому что в нем были снимки с императрицей и великими княжнами, посещавшими госпиталь. В советское время такие «улики» были сродни смертному приговору, и страницы с этими фото просто не решились сохранить.
На дальней полке истории
Зато оставшиеся послужили «поводырями» в целенаправленных и глубоких архивных поисках. И не так давно случилось еще одно чудо: в Центральном Государственном Историческом Архиве Петербурга заместителю директора Филармонии, доктору исторических наук Юлии Кантор, которой и принадлежит идея выставки, удалось обнаружить целый фонд, посвященный «музыкальному» госпиталю! Причем по пустым листам, на которых расписываются исследователи, работающие с архивными материалами, было видно, что к этому колоссальному массиву до сего момента никто не притрагивался. На основе этих документов, наиболее значительные из которых можно увидеть на выставке, и создавалась ее концепция.
Зато теперь выяснилось, что это было не только во всех смыслах примечательное лечебное заведение, но его еще и можно считать ярким символом благотворительной деятельности на берегах Невы. К примеру, оказалось, что после начала войны это был самый первый в столице лазарет, основанный на общественных началах в общественном же пространстве.
Показательный факт: при переоборудовании здания Дворянского собрания для нужд раненых, туда провели электричество (до этого музыкальная жизнь там проходила при масляном и газовом освещении). Причем фирма, которая этим занималась, поставила все соответствующее оборудование бесплатно. Заодно в Большом зале была установлена и передовая по тем временам система вентиляции.
Слово солдата
Иными словами, это был один из самых хорошо оснащенных лазаретов в Петрограде (и проработал он вплоть до весны 1918-го). Скажем, специально для него на средства Красного Креста и благотворителей, даже приобрели, как теперь сказали бы, эксклюзивный рентгеновский аппарат, который можно было разместить в небольшом по размерам помещении.
Кстати, о благотворителях: среди них были далеко не только представители дворянства. «На нашей выставке, к примеру, можно будет увидеть письмо от простых солдат с фронта, которые потеряли в бою своего сослуживца, – делится Маргарита Саймойлова, – Они выражают желание назвать одну из коек в госпитале именем погибшего, и берут на себя все материальное обеспечение тех раненых, кто на ней окажется».
Но самое интересное, что в Большом зале продолжала звучать музыка! Музыканты Придворного оркестра - старейшего оркестра страны (ныне это Залуженный коллектив России – Академический симфонический оркестр Филармонии) - нередко исполняли различные музыкальные произведения для раненых, которым для присутствия на концерте не нужно даже было покидать своих коек.
Неизвестный Петроград
Поэтому среди многочисленных раритетных документов на выставке будут представлены и Капельмейстерские книги, по которым можно «реконструировать» программы этих концертов, и партитуры произведений, которые слышали пациенты госпиталя. В рамках выставки запланированы концерты, на которых можно будет услышать ту саму музыку, исполнявшуюся в этих стенах для раненых. Кроме того, в экспозиции можно будет увидеть подлинные музыкальные инструменты той поры, а также медицинские инструменты и предметы обихода пациентов (эти артефакты предоставлены одним из партнеров выставки – Военно-медицинским музеем).
По словам создателей выставки, экспонаты позволяют не просто погрузиться в неизвестную жизнь Петрограда – в том числе, музыкальную – военных лет. «Это целый исторический срез всей эпохи Первой Мировой, – подчеркивает Маргарита Саймойлова, – Кроме того, представленные документы составлены таким лаконичным и образным языком, что читаешь их как отличный исторический детектив. Это большая редкость».
При этом по экспозиции запланированы экскурсии, расписание которых можно узнать на сайте Филармонии. Сама же выставка будет работать до 30 января, но, вполне возможно, что ее продлят на несколько месяцев.