Яндекс.Метрика
  • Евгений Морев

Несчастливое наследие зодчего: 230 лет назад в Петербурге родился архитектор Константин Тон

Его судьба заслуживает самого пристального внимания
Фото: К.П. Брюллов. Портрет архитектора К.А.Тона

Немало архитекторов оставили свой след в облике Санкт-Петербурга в виде спроектированных ими зданий. Но среди них есть архитектор, чье наследие через много лет было практически уничтожено. Это Константин Андреевич Тон.

Академик археологии

Будущий архитектор родился 6 ноября 1794 года в Петербурге в семье придворного ювелира Андреаса Тона. И Константин, и два его брата в итоге стали архитекторами, хотя крупного успеха добился лишь первый. Тоны были немцами-лютеранами, поэтому Константин сначала поступил на учебу в школу при лютеранском приходе Святых Петра и Павла (Петришуле).

В 1804 году Константин, показавший большие способности к рисованию, поступил в класс при Академии художеств. Там одним из его учителей был выдающийся зодчий Андрей Воронихин. После окончания учебы в 1817 году Тон поступил на государственную службу в комитет строений и гидравлических работ, который проектировал улицы, каналы и мосты. В рамках службы Константин создал ряд проектов, которые заметила все еще курировавшая его Академия художеств. Она наградила молодого архитектора поездкой в Италию для учебы за счет государства.

Проживая в Риме, Тон изучал античные здания и памятники, уделяя особое внимание первым христианским храмам. Это натолкнуло его на создание особого стиля храмового зодчества, который он будет использовать в будущем. Также Тон занимался вопросами сохранения памятников и разработал проекты реставрации нескольких античных сооружений, в том числе дворца Цезарей на Палатинском холме Рима. За это он был назначен академиком Римской археологической экспедиции. Параллельно Тон путешествовал по Европе и выполнял заказы для местных жителей, – например, разработал проект дома ювелира Дюваля в Женеве.

Императорский архитектор

О работавшем в Италии талантливом архитекторе из России узнал император Николай I, который в 1828 году назначил Тона ко двору и дал место в Кабинете Его Величества с денежным содержанием. Фактически Тон стал одним из придворных архитекторов.

Первым крупным проектом Константина стала церковь Святой Екатерины в Екатерингофе, ее строительство началось в 1831 году. Тон выиграл этот конкурс благодаря своему уникальному стилю, который он сформировал на основе увиденного в Италии, в России и в книгах об истории архитектуры. Если в то время зодчие старались подражать стилю Древнего Рима, то Тон обратился к архитектуре Византии и создавал проекты, в которых смешивались древнерусский и византийский стили. Этот подход очень понравился самому Николаю I, который начал поручать молодому архитектору еще больше проектов.

Так успех пришел к Тону уже в 1830-х годах. Он создавал проекты для всей России, в Москве – для храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. Также Тон разработал проекты типовых церквей, которые оказались очень востребованы, и такие церкви строились по всей стране. При Николае I началось железнодорожное строительство, была проведена дорога между Петербургом и Москвой. Именно Тону император в 1843-1844 годах поручил проектирование первых вокзалов. Ныне это Ленинградский вокзал в Москве и Московский в Петербурге. Также в Петербурге и его окрестностях были возведены семь храмов по отдельным проектам Тона. Самым большим был Введенский собор лейб-гвардии Семеновского полка у Витебского вокзала.

После смерти Николая I Тон уже не был так востребован. Возможно, он сам решил отойти от творчества и сосредоточиться на управлении Академией художеств, директором которой стал в 1854 году. Тон отличался жестким характером, и его взаимоотношения со многими коллегами были сложными. Еще в 1844 году Тону было пожаловано наследственное дворянское звание, за свою жизнь он получил множество наград. Он скончался в 1881 году в Петербурге.

Погибшие храмы

После смерти Тона к его творчеству сложилось неоднозначное отношение. Некоторые и вовсе отказывались считать его выдающимся архитектором, называя «ремесленником».

Но самое худшее для наследия Тона произошло после установления советской власти. Тогда началась кампания по борьбе с религией, храмы закрывались или вообще уничтожались. Пострадали все семь храмов по проектам Тона в Петербурге и окрестностях. Шесть из них (на Старо-Петергофском проспекте, у Витебского вокзала, в Пушкине, в Петергофе, у Благовещенского моста и у Обводного канала) были уничтожены к 1939 году.

Относительно повезло только храму Преображения Господня на Аптекарском острове. В 1930 году уже неработающий храм передали Ленинградскому электротехническому институту, который оборудовал там лабораторию. Здание было перестроено внутри, были снесены купола и уничтожены росписи. В годы Великой Отечественной войны в бывшем храме находился штаб командующего Балтийским флотом адмирала Владимира Трибуца, а в подвале оборудовано бомбоубежище. Сегодня это здание снова стало храмом, но от прежней планировки и украшений не осталось ничего.

А в 2010 году заново, в соответствии с проектом Тона, был построен Екатерининский собор в Пушкине.