Иван Жидков: «Михаил Рахлин прошел путь, который не скоро смогут повторить»
Тому, кто видел, как посадили дерево, вдвойне интереснее за ним ухаживать. Заслуженный тренер России по дзюдо Михаил Рахлин всю жизнь шел по стопам отца, Анатолия Рахлина, и видел почти все этапы становления этого вида спорта в России. Носить в себе это, согласитесь, невозможно. Поэтому Михаил Анатольевич остается главным популяризатором умного восточного единоборства, стоящего на прямой связи с природой и культурой. Под его патронажем и с непосредственным участием вышел четырехсерийный документальный фильм «ПУТЬ. Дзюдо на шестой части суши». Важными факторами для создания, по словам Рахлина, были желание отдать должное поколениям и задать ориентиры детям, а также наличие «правильных людей» для создания. В первую очередь – режиссер Иннокентий Иванов.
Рахлин-младший любит слово «путь» – его часто можно услышать в интервью тренера и беседах без микрофона. Поэтому фильм, первую серию которого получилось увидеть в кинозале Государственной академической капеллы, вышел, с одной стороны, последовательным, выверенным и обобщающим исторические периоды, с другой – в нем отдано должное деталям, которые так важны в самом дзюдо.
Самое важное, что сделали авторы, – собрали всех живущих олимпийских чемпионов, пустив их прямую речь по «реке времени» в сопровождении архивных съемок. Понравилось, что интервью Владимира Путина не повисло «над всем» портретом в золотой раме, а было органично вписано в повествование. Настолько, что, когда голос президента шел под видео, возникало впечатление, что это просто закадровый комментарий одного из создателей фильма, – прокрути несколько раз и не поймешь сразу, кто говорит. Тем более рассказ Путина о дзюдо – абсолютно вне контекста привычного образа первого лица страны. Он говорит о своем, о том, что осталось с ним навсегда, в том числе и тесные помещения клуба «Турбостроитель», где проходили первые тренировки.
Голос – как раз одна из тех важных деталей. Когда появляется Анатолий Рахлин, вздрагиваешь – захватывает ощущение, что говорит он прямо сейчас. А усиливает его то, насколько одинаково звучат сын и отец.
Эффект преемственности «чужого» вида спорта, который нужно было «заменить» отечественным, достигнут не только этим, но и, пожалуй, самым эффектным «броском» в фильме – когда Михаил Рахлин комментирует решающие секунды исторических олимпийских поединков Шоты Чочишвили и Владимира Невзорова. Спокойно, с паузами и расстановками, но не как дома на диване, а для ушей тех, кто на мгновение перенесся в прошлое, когда страна замирала у радиоприемников.
«Такой фильм должен поставить точку. Чтобы кому-то, кто захочет снять на эту же тему, не удалось добавить сразу и быстро», – сказал перед показом первой серии Иннокентий Иванов.
Судя по всему, получилось – подступиться сопернику будет сложно.