Интернет-магазины будут нести ответственность перед покупателями
Вернуть некачественный товар, который был приобретен на маркетплейсе, и получить деньги обратно можно будет непосредственно при помощи цифровой площадки. То есть покупателю не нужно будет заниматься поисками разместившего его продавца. Аналогично, напрямую перед пользователями будут нести ответственность сервисы частных объявлений, билетные операторы, агрегаторы такси и прочие цифровые площадки.
Заинтересованные ведомства находятся на финальном этапе согласования законопроекта о платформенной экономике, документ собираются внести в Государственную думу до конца 2024 года, передает «Парламентская газета».
В последние пять лет онлайн-торговля в России показывает стабильный ежегодный рост на треть, по результатам 2024-го показатель может оказаться еще выше — плюс 40 процентов. Услугами маркетплейсов в настоящий момент уже пользуются 84 процента россиян, в регионах открыты двести тысяч пунктов выдачи заказов.
Однако все еще непонятно, что же представляют из себя интернет-магазины — это цифровые площадки или объекты торговли. По этой причине не существовало их полноценного регулирования, из-за чего страдали и покупатели, и продавцы, и те, кто доставляет товары со складов потребителям.
«Полторы недели назад мы доработали текст документа с Минэком, сейчас свою часть работы завершают органы, ответственные за цифровое развитие, защиту прав потребителей и охрану труда. До конца года мы планируем внести проект в Госдуму», — сообщил замглавы Минпромторга Роман Чекушов на совещании в Совете Федерации 28 ноября.
Продукция, которая обращается на электронной площадке, должна соответствовать обязательным требованиям, то есть пройти сертификацию, иметь маркировку, если это необходимо, быть зарегистрированным в системе «Меркурий» и так далее, покупатель при этом должен обладать возможностью все это проверить, добавил Роман Чекушов.
За качество товаров на маркетплейсах будут нести ответственность производитель и продавец, а потребитель сможет вернуть некондиционную покупку «через канал приобретения», то есть через интернет-магазин, объяснил заместитель главы Минпромторга. Маркетплейс при этом, расплатившись с клиентом, будет вправе взыскать деньги с продавца.