Там, где еще можно совершать ошибки: как в Петербурге готовят командиров российского флота
Для того чтобы стать командиром корабля, военно-морскому офицеру мало получить высшее образование и приобрести опыт дальних и ближних походов. Для допуска к самостоятельному командованию, когда необходимо отвечать за вверенных людей и технику, нужны особые навыки. Получают их морские офицеры в Петербурге, в Военном институте дополнительного профессионального образования. Это одно из старейших учебных заведений Военно-морского флота. Недавно институт отметил полуторавековой юбилей. Сегодня он входит в структуру Военно-морской академии.
Со всей страны
Перспективных офицеров командируют сюда со всех четырех флотов и с Каспийской флотилии. Ежегодно в институте повышают свою квалификацию сотни офицеров флота. Начальник кафедры боевой подготовки и управления кораблем капитан 1-го ранга Александр Вербин рассказывает, что программа рассчитана на 10 месяцев.
«Офицеры, которые прибывают сюда, имеют различный опыт службы, – поясняет начальник кафедры. – Подводники, как правило, приходят в более зрелом возрасте и в звании капитан-лейтенанта или капитана 3-го ранга. А с надводных кораблей, особенно с малых, – в основном старшие лейтенанты и изредка капитан-лейтенанты. Поэтому мы проводим входной контроль, где определяем, что они знают и как умеют управлять кораблем. Учитываем этот начальный опыт и навыки и соответственно корректируем для каждой группы программы так, чтобы все вышли с одинаковыми знаниями и умениями».
Сначала будущие командиры получают теоретические знания. И только после этого начинают оттачивать навыки на тренажерах, чтобы уметь управлять боевым кораблем.
И качка чувствуется
Несколько лет назад в институте была открыта аудитория имени вице-адмирала Георгия Неволина – выдающегося отечественного подводника, первого командующего 3-й флотилией подводных лодок Северного флота, педагога, в прошлом начальника Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола.
Главное в этой аудитории – современный тренажер «Мостик-2000». Здесь оборудованы рабочие места всей ходовой вахты – от командира корабля до рулевого. В полном соответствии с тем, как это бывает на мостике настоящего корабля. Перед глазами – огромный панорамный экран, на который выводится обстановка для отработки действий экипажа в разных условиях. Смоделировать можно несколько десятков мест Мирового океана, проливы, выходы из военно-морских баз. И на все это по желанию преподавателя накладываются разные погодные условия – от штиля до шторма и снежных зарядов, когда видимость падает до нуля.
Комплекс работает на современном программном обеспечении, в основе которого – отечественная операционная система. Он также позволяет моделировать маневренные качества кораблей разных проектов, навигационные и гидрометеорологические особенности морских районов, решать другие задачи.
«Разница между тренажером и реальным кораблем минимальна, – делится мнением один из слушателей, капитан-лейтенант Алексей Мирошниченко. – Разве что нет шума механизмов, вибрации. Эффект качки передается, хоть и не в полной мере».
Качка действительно есть. Когда на экран выводятся условия штормового моря и нос корабля начинает то проваливаться вниз, то взлетать на гребень волны, а к килевой качке добавляется еще и бортовая, у человека со слабым вестибулярным аппаратом начинается морская болезнь. А подводники, хотя и шутят, что не хватает воды, заливающей мостик, сами того не замечая, начинают ходить широко расставив ноги – как при реальном волнении.
На каждом посту
Проходящий переподготовку капитан 2-го ранга Алексей Перфильев говорит, что работа на «Мостике-2000» позволяет будущим командирам по очереди поработать на всех постах – вахтенным офицером, командиром штурманской или электро-механической боевой части и не только.
«Это дает возможность прочувствовать, что каждый член расчета делает в данный момент. Как реагирует на команду с мостика. Чтобы, придя на флот на должность командира или старшего помощника, ты понимал, что ты должен получить от номера расчета в ответ на свою команду», – добавляет Алексей Перфильев.
Тренажер состоит из двух секций. Одна предназначена для подготовки офицеров надводных кораблей, другая – подводников.
«На прежней версии учебные места были унифицированы, – рассказывает Александр Вербин. – Это не учитывало реальной ситуации, ведь на лодке при ее движении в надводном положении наверху находятся всего три человека – командир, вахтенный офицер и рулевой. Остальные внизу в центральном посту, расположенном в прочном корпусе. На новом тренажере удалось смоделировать реальную обстановку. Центральный и ходовой посты находятся в разных помещениях. Это помогает отрабатывать взаимодействие, умение вовремя установить связь с нужным номером расчета, получить информацию и передать команду».
Как отмечает начальник кафедры боевой подготовки и управления кораблем, техника и тактика на флоте не стоят на месте. Приходится вносить в программу тренажера новые модели кораблей, строящихся на российских верфях.
«Наш флот вернулся в Мировой океан, и в этом году впервые прошло стратегическое командно-штабное учение «Океан-2024», – говорит Александр Вербин. – Все слушатели, которые прибывают на переподготовку, уже имеют практический опыт участия в походах».
Опыт спецоперации
Дополнительные требования накладывает на программу и специальная военная операция. Офицеров учат бороться с теми средствами, которые сейчас применяет противник. Поэтому программное обеспечение постоянно меняется, в него добавляются новые элементы.
«Мы учитываем опыт, который получает наш преподавательский состав, в том числе в ходе командировок в районы проведения спецоперации, – подчеркивает начальник кафедры боевой подготовки и управления кораблем. – Также стараемся перенимать от слушателей тот положительный опыт, который они привозят с собой».
Секунды на решение
По мнению преподавателей, самая распространенная ошибка у командиров – потеря представления об обстановке в ситуации, когда резко меняются погодные условия – увеличивается волнение моря, снижается почти до нуля видимость – и обнаруживается много посторонних целей. И нужно выбрать самые опасные и принять решение на расхождение с ними.
«Мы начинаем работать от простого к сложному. Сначала одна цель. Далее по нарастанию. В итоге к выпуску офицер умеет мгновенно принимать решения в условиях резко меняющейся обстановки», – рассказывает Александр Вербин.
«Мы осваиваем приемы и действия, которые были наработаны на основе опыта СВО. Чтобы знать все передовые нововведения в плане военного дела. Много дается по тактическим приемам отражения ударов как беспилотных летательных аппаратов, так и безэкипажных катеров», – добавляет капитан-лейтенант Алексей Мирошниченко.
По словам сотрудников института, главное преимущество работы на тренажерах – возможность безопасно оттачивать те или иные элементы, совершать ошибки, чтобы потом с преподавателями разбирать и исправлять их. Это помогает уже потом, на флоте, сберечь технику и грамотно ею управлять.