Владимир Яковлев: «Мне нравится, как развивается Петербург»
– Владимир Анатольевич, что вы считаете главными достижениями за период своего губернаторства?
– На мой взгляд, за период моего губернаторства в Петербурге удалось сделать достаточно много. Прежде всего вместе с депутатами городского парламента мы смогли составить и согласовать реальный Генеральный план развития города на многие годы вперед. Мы отразили самые необходимые шаги, которые нужно было предпринять на тот момент. Это и развитие Морского порта Санкт-Петербурга, и строительство кольцевой автодороги.
Честно говоря, для развития такого огромного мегаполиса, как Петербург, можно всю жизнь работать и совершенствовать его, решать важнейшие задачи, и на этом пути никогда нельзя будет остановиться. В период моей работы более 99% из того, что было намечено, мы реализовали. Мне кажется, это неплохой результат.
– Как вам и вашей команде удалось во времена, когда денег у города было мало, открыть четыре станции метро – «Спортивную», «Чкаловскую», «Старую Деревню» и «Крестовский остров»? Ведь параллельно метростроевцам приходилось ликвидировать размыв в тоннеле метро между «Лесной» и «Площадью Мужества»…
– Честно говоря, мы в этом плане начинали практически с нуля. В 1990-х денег на такие проекты не было не только у городского, но и у федерального бюджета. Нам тогда удалось договориться с Европейским банком реконструкции и развития, мы взяли у него на эти цели целый ряд кредитов. Кстати, именно в период моего губернаторства, в 1998 году, в России был объявлен финансовый дефолт. Но мы все равно убедили европейских банкиров в необходимости продолжения кредитной линии для развития Петербурга.
Что касается ликвидации «размыва» между «Лесной» и «Площадью Мужества», то это была тяжелейшая работа, она требовала огромных усилий и средств. Я вспоминаю, как мы с членами правительства ходили по этому подземному участку, когда все вокруг трещало и свистело. Огромные массы воды могли в любой момент прорваться в тоннель, где мы находились. Нам удалось составить четкий план работ, с прописанным финансированием на каждом этапе, и постепенно, шаг за шагом, ликвидировать «размыв».
Большая заслуга в этой работе принадлежит метростроевцам. Они сделали все возможное, чтобы завершить этот проект и вновь соединить между собой важнейшие станции городского метро.
– Как вы расцениваете нынешнее развитие города с точки зрения профессионального строителя?
– Да, я вижу, что город сегодня развивается очень неплохими темпами. Появляются новые масштабные проекты развития. И мне нравится, что губернатор Александр Беглов обращает особое внимание на инфраструктурные проекты – в городе планируются новые мосты, автодороги и целые транспортные хорды. Ведется колоссальная работа по подготовке создания высокоскоростной железнодорожной магистрали, широтной магистрали скоростного движения. Но, как я уже сказал, в таком мегаполисе, как Петербург, сколько ни делай, все равно будет мало.
Сам процесс развития города, его расширения требует создания все новых и новых объектов. К тому же перманентно приходят в негодность инженерная инфраструктура, дороги, все это стареет, изнашивается. Нужна постоянная забота и инвестиции. Тем более что Петербург сегодня стал в полном смысле туристической столицей России. Сюда приезжает такое количество гостей, о котором в период моего губернаторства мы и мечтать не могли!
В конце девяностых – начале нулевых глупо даже было говорить о подобном. Тогда в Петербурге были ободранные фасады, темные набережные, плохие дороги, остро не хватало городского транспорта. И все это нужно было срочно менять, чем мы и занимались. Мы, повторюсь, начали работу в рамках Генплана развития Петербурга, и это помогло всем будущим губернаторам иметь перед собой некую линию развития, с течением времени дополнять ее и, в конечном счете, повышать туристическую привлекательность Северной столицы.
В свое время мы мечтали, чтобы в город приезжали в год хотя бы полтора-два миллиона туристов. А по итогам 2023 года на берега Невы приехали 9,5 миллиона гостей. Кстати, именно мы первыми создали в Смольном Комитет по развитию туризма, чтобы целенаправленно двигаться в этом направлении. И мы проводили такую политику, чтобы он действовал в «сцепке» с Комитетом по благоустройству, с Комитетом по культуре, это должна была быть такая рабочая синергия. Все эти решения мы принимали на заседаниях городского правительства.
Судя по всему, вы хорошо знакомы с новыми мегапроектами, которые намерено реализовать в городе правительство Александра Беглова. Реально ли, на ваш взгляд, воплотить в жизнь большинство из них до 2030 года?
Да, мне действительно нравятся многие проекты, которые сегодня готовятся к реализации в Петербурге. Помимо ШМСД и строительства Большого Смоленского моста это и развитие аэропорта Пулково, и масштабное обновление городского транспорта.
Самое главное – все это востребовано горожанами и придаст новый импульс развитию Петербурга в целом. Уверен, что многие из этих проектов в скором будущем реально воплотятся в жизнь. Потому что у Петербурга сегодня есть твердая федеральная поддержка, помогающая решать многие проблемы.
– Какие чувства вы испытываете к городу сейчас? Есть ли у вас, как принято говорить, свое «место силы» в Петербурге?
– Я очень люблю свой город и очень люблю наших горожан. А места в Питере – они у меня все любимые. Это и красивейшие набережные, и те места, где мне удалось что-то сделать, изменить к лучшему.
Мне, кстати, очень нравятся новые благоустроенные районы в Петербурге. Многие из них сегодня выглядят, конечно, совсем по-другому, чем в период моей работы губернатором.
Люблю прогуливаться по Петербургу пешком – по Сенатской площади, по Дворцовой, по Невскому проспекту и по другим знаковым местам. Так появляется возможность посмотреть на картины уличных художников, пообщаться накоротке с петербуржцами.
Мне приятно, что люди меня до сих пор узнают – кто-то просто здоровается, кто-то кивает в мою сторону, мол, «вот идет бывший губернатор нашего города, без всякой охраны, как обычный человек». Мне приятно такое внимание.
– Общаетесь ли вы по работе с бывшими губернаторами Петербурга – например, с Валентиной Матвиенко и Георгием Полтавченко? Или с действующим губернатором Александром Бегловым?
– С Валентиной Ивановной мы практически не встречаемся, она сейчас крайне занятой человек. С Георгием Сергеевичем мы иногда пересекаемся, проговариваем какие-то вопросы.
С Александром Дмитриевичем общаемся изредка. При этом я никогда не позволяю себе советовать ему, что и как нужно делать в Петербурге. Я глубоко убежден – советовать что-либо действующему губернатору не очень прилично и нужно. Он и сам прекрасно знает, что и в каком порядке надо предпринимать в городе.
– Скажите, а кто-то из ваших потомков пошел по вашим стопам, стал строителем или госслужащим?
– Нет. (Смеется.) У них нет для этого ни желания, ни стремления.