Красная армия: освобождение Норвегии и партизаны, воюющие против легенды немецкого флота – линкора «Тирпиц»
В начале апреля 1940-го года фашистская Германия вторглась на территорию Норвегии. В короткие сроки страна была захвачена. Немцы начали грабить и эксплуатировать экономику Норвегии. Вскоре формальным лидером встал коллаборационист и нацист Квислинг. Его имя стало синонимом предательства национальных интересов страны. Со вступлением в войну Советского Союза у норвежцев появилась надежда: в стране усилилось движение сопротивления. В сентябре 1941 года в Осло вспыхнула забастовка 25 тысяч рабочих. Начались диверсии против военных и промышленных объектов, бойцы Сопротивления даже пытались вывести из строя немецкий линкор «Тирпиц». Группа известного норвежского подводного диверсанта Магнуса с помощью магнитных мин потопила немецкие транспорты «Ортелсбург», «Тугела» и «Данау».
Зарождение сопротивления
Научный сотрудник Музея Карельского фронта Евгений Мироничев рассказал, что с начала оккупации фашистами Норвегии фактически страной руководил рейхскомиссар Йозеф Тербовен. Нацистский преступник, который впоследствии в 1945 году, боясь ареста и наказания за свою деятельность, закончил свою жизнь самоубийством.
«Реакцией норвежцев было зарождение сопротивления. Это были норвежские партизаны, они действовали на территории не только своей страны, но и пользовались территорией Швеции. Находились под влиянием, в основном союзников, прежде всего Великобритании. В то же время в северной части Норвегии местные жители контактировали с советской стороной – в частности, с Северным флотом, а некоторые норвежские граждане целенаправленно пересекали границу, в основном на лодках, спасаясь от нацистских гонений. Существенная часть перешедших границу стала агентами советской разведки, а также контактировала с норвежскими партизанами, которые громили фашистов на родной земле», – говорит Евгений Мироничев.
Эксперт Национального центра исторической памяти при президенте Российской Федерации Денис Попов напомнил, что на территории Норвегии и ближайших к ней северных районов СССР и Финляндии нацисты создали разветвленную сеть лагерей для советских военнопленных. Крупнейшим из них был Шталаг-322, имевший огромное количество филиалов. В лагере содержались преимущественно советские военнопленные – сначала бойцы Карельского фронта, а затем солдаты с различных участков советско-германского фронта.
Он добавил, что пленные занимались различными работами, в том числе строительством военных инфраструктурных объектов оккупантов. Смертность была высокая, во многих лагерях пленные жили под открытым небом. Помимо советских военнопленных в лагере содержались норвежцы, несогласные с нацистской политикой.
Норвежский журналист Герадсвейт писал: «Всех нас тогда изумляла человеческая гордость, воля, мужество советских людей. Они и в плену не считали себя покоренными. Нет, мне думается, ни одного норвежца, который не сказал бы добрые слова о тех русских людях, с которыми ему пришлось встречаться».
Многие советские военнопленные бежали из лагерей и вступали в отряды норвежских партизан и совершали нападения на объекты фашистского оккупационного правительства.
Ресурсная база
Евгений Мироничев отметил: Норвегия играла большую роль в планах Германии. Достаточно сказать, что в плане «Барбаросса» главной задачей немецких войск, действовавших против советских сил в Заполярье, являлось отнюдь не наступление в Заполярье. А оборона норвежского побережья. Оккупированное государство выполняло транзитную функцию для массы ресурсов и полезных ископаемых, вывозившихся из Швеции, – прежде всего железной руды. А уже в годы Великой Отечественной войны через норвежские порты шел никель из района Петсамо. В то же время растянутость коммуникаций и невозможность укрупнить группировку войск в Норвегии создавали для Германии огромные проблемы в поддержании этих критически важных путей снабжения. Опасения и тревожность, весьма распространённые у германского командования по поводу возможной высадки союзников в Норвегии, заставили Гитлера отдать приоритет обороне, а операцию против СССР в Заполярье изначально планировали как второстепенную.
Эксперт Национального центра исторической памяти Денис Попов обратил внимание, что в 1940 году, когда нацисты захватывали Норвегию, транзит для их войск предоставила Финляндия. То есть воинские части оккупантов беспрепятственно шли через Финляндию на территорию Норвегии. Для этого осенью 1940 года было заключено так называемое «Соглашение о транзите». В дальнейшем Финляндия стала союзницей нацистской Германии, участвовала в агрессии против СССР и захватила обширные территории в Карелии. В сентябре 1944 года, после Выборгско-Петрозаводской операции и освобождения большей части Карелии, Финляндия вышла из войны, подписав перемирие с СССР. По условиям этого перемирия Финляндия должна была интернировать со своей территории немецкие войска – а в финской Лапландии стояло более 200 тысяч солдат вермахта.
В Финляндии боевые действия против Германии с осени 1944 по весну 1945 года называют Лапландской войной. В сентябре же 1944 года со стороны СССР завершилось освобождение Карело-Финской ССР – уже от немецких войск, занимавших значительные территории северной части республики. И одновременно началось освобождение Советского Заполярья.
«Кировская железная дорога и Беломорско-Балтийский канал стали работать гораздо свободнее, что давало возможность использовать больше сил в операции по освобождению Заполярья и провести ее быстрее. Стало ясно, что разгром оставшихся немецких войск в Заполярье поспособствует братскому норвежскому народу в освобождении от нацистов. Это же могло лишить немцев возможности добывать так необходимый их промышленности никель и вывозить его через Киркенес и Лиинахамари в Германию. К тому же крупные силы Военно-морского флота и самый мощный корабль кригсмарине (немецкий военный флот. – Ред.) – линкор «Тирпиц» – базировались именно в Норвегии, там же находились основные склады северной группировки вермахта», – отметил Попов.
Освобождение
Как отметили в Центре исторической памяти, Норвегию, Заполярье и Лапландию удерживала 20-я горная армия вермахта численностью около 200 тысяч солдат и офицеров. На мурманском направлении оборонялся 19-й горнострелковый корпус численностью более 53 тысяч человек при более чем 750 орудиях и минометах. Начиная с 1941 года нацисты активно укреплялись на этих территориях, создав там мощный оборонительный пояс. Узлы обороны, оборонительные пункты, приспособленные к круговой обороне, эшелонированные траншеи: на один километр фронта приходилось по 15-20 долговременных огневых точек (ДОТ).
Наступать на этом участке должна была 14-я армия Карельского фронта при поддержке сил Северного флота и авиации 7-й воздушной армии. Активное участие в операции должны были принимать отряды морской пехоты, проводя высадки в тылу противника, а также легкие стрелковые корпуса, которые должны были быстрыми темпами выйти во фланги противника в условиях бездорожья. Широко применялась и бронетехника – танки КВ, Т-34-85, самоходные установки ИСУ-152 и другие. Операция тщательно готовилась, учитывались географические и природно-климатические условия региона. Основной задачей было очистить район Петсамо от противника, овладев районом Никель – Салмиярви. Части Красной армии превосходили противника в людях в 1,8 раза, в артиллерии – в 2,7 раза и самолетах – в 6,1 раза. В конце сентября 1944 года план операции был утвержден Ставкой, назначив наступление на 5-7 октября 1944 года. И 7 октября наступление началось. В кратчайшие сроки Заполярье было освобождено от нацистских оккупантов. В течение недели части Красной армии, ведя бои с отступающими егерями, начали выходить на фланги и в тылы немецкого горного корпуса.
«В итоге, угрожая окружением, красноармейские части вынудили немцев ускорить отступление от хребта Муста-Тунтури возле полуострова Рыбачий и с рубежей реки Западная Лица в направлении Петсамо. Уже 15 октября Петсамо (Печенга) был освобожден. После этого советские войска были готовы начать освобождение Норвегии в соответствии с Соглашением от 16 мая 1944 года, заключенным между СССР, США и Великобританией с одной стороны и правительством Норвегии (в изгнании) с другой. Важно отметить, что участие в освобождении должны были принять норвежские воинские части, расположенные в Англии. Однако Черчилль выступил против этого, и поэтому Красной армии пришлось действовать самостоятельно», – говорит Денис Попов.
По его словам, 16 октября Ставка утвердила новую задачу частям Карельского фронта и Северного флота – развивать дальнейшее наступление с целью овладеть портами Киркенес, Нейден и выйти в район Наутси – 18 октября наступление было возобновлено.
«Немцы запугивали норвежцев «жестокостями советской армии» и начали массовую эвакуацию населения. Однако норвежцы массово скрывались в лесах, горах и шахтах ожидая прихода советских войск. На этой территории нацисты проводили тактику «выжженой земли», сжигая и взрывая все, что было у них на пути», – замечает Попов.
«В октябре 1944 года в результате Петсамо-Киркенесской операции, которая стала у нас известна как Десятый сталинский удар – последнее наступление Красной армии в 1944 году, – кроме Советского Заполярья была освобождена северная часть Норвегии. Киркенес являлся одним из самых крупных населённых пунктов этого района. Остальная часть Норвегии продолжала быть оккупированной и стала свободной в результате лишь общей капитуляции Германии в мае 1945 года», – продолжает Евгений Мироничев. По его словам, освобождение Норвегии изначально не входило в планы СССР. Однако неизбежный разгром Финляндии силами Красной армии и очевидное потенциальное соприкосновение СССР с Норвегией в результате этого разгрома подтолкнули норвежское правительство заключить соглашение с Советским Союзом в мае 1944 года, которое регулировало основы взаимодействия и организации гражданской администрации при освобождении Норвегии. Такие же договоры были заключены с Великобританией и США. Именно их силами планировалось провести освобождение основных территорий Норвегии, но по итогу союзники от этого отказались – из стран, заключивших договор с Норвегией, лишь СССР вступил на территорию северного государства в 1944 году. Норвежские части не успели войти в Киркенес вместе с Красной армией, несмотря на большое желание норвежского правительства».
Вовремя
Как сообщил Денис Попов, страшное преступление могло случиться против жителей Киркенеса. Многие граждане, в том числе женщины и дети, спрятались в штольне. Немцы хотели ее взорвать и похоронить граждан. Посланец граждан Хюго Енсен пробрался в расположение советских частей и рассказал о страшных планах нацистов. В итоге был выслан разведвзвод под командованием лейтенанта Бахтеева, который предотвратил катастрофу.
За время операции потери Красной армии составили более 15 тысяч человек, из которых более двух тысяч – во время боев на территории Норвегии.
Страшной трагедией стала гибель тысяч советских военнопленных в лагерях, расположенных на территории страны. После освобождения СССР оказывал активную помощь освобожденным районам, в том числе и в вопросах питания. Благодаря помощи Советского Союза еженедельно каждый норвежец стал получать пищевые пайки, что многим спасло жизнь.
Память
«Довольно долго жители Северной Норвегии относились весьма тепло к Красной армии. К воинам, которые их освободили. Именно наши войска помогали им бороться с захватчиками, помогали восстанавливать уничтоженное хозяйство. Потом сформировалось много культурных и экономических отношений, особенно с Мурманской областью, – говорит сотрудник Музея Карельского фронта Евгений Мироничев. – Довольно ярким культурным примером является совместный советско-норвежский фильм о Петсамо-Киркенесской операции «Под каменным небом», вышедший в 1974 году и собравший многих кинозвезд того времени: Евгений Леонов, Николай Бурляев, Олег Янковский, Анатолий Солоницын и многих других. На его премьере даже присутствовал король Улаф V, сын Хокона VIII, правившего в годы войны. Услышав запись знаменитой в Норвегии речи короля, призывавшего к сопротивлению нацистам по радио, он, по свидетельству очевидцев, расплакался. В то же время по существу норвежские власти – «верхушка» – даже в период войны весьма холодно относились к помощи советских войск и затем старались всячески ее убрать из памяти своего народа».
Он добавил, что норвежское правительство провело разделение. То есть партизаны, которые воевали на стороне Великобритании, получили статус «ветеран боевых действий». Те, кто помогал в войну Советскому Союзу, льгот и признания не получали.
«Эти примеры ярко характеризуют отношение властей Норвегии к освобождению своей страны от нацистов», – напомнил Мироничев.
Он обратил внимание на то, что в еще в 1951 году власти Норвегии провели операцию «Асфальт» – останки сотен советских военнопленных были выкопаны из могил, сложены в мешки из-под асфальта и вывезены на остров Хьётта. К останкам относились ужасно. Норвежцы заявляли, что цель операции – захоронить останки в одном месте. Однако в реальности правительство боялось, что советские дипломаты могут ездить по расположенным на территории всей страны могилам военнопленных с разведывательными целями. Так норвежские власти воевали с умершими, попирая память своих освободителей.
«Мы видим, что сейчас историю в Норвегии никто не помнит, кроме тех многочисленных семей, чьих родственников спасли воины Красной армии от расправы нацистов», – подчеркнул историк.
На заметку
Всего в нацистских лагерях на территории Норвегии было свыше 100 тысяч военнопленных, более 10 тысяч из них погибли.