Яндекс.Метрика
  • Анастасия Белогурова

Человеческий капитал – основа успеха любой отрасли: в Петербурге обсудили проблему кадрового голода

А также предложили путь решения этой проблемы
Фото: Евгений Назаров/«Петербургский дневник»

В рамках форума «Образовательные горизонты гостеприимства: гармонизация образовательного пространства БРИКС + СНГ в приоритетных дружественных странах» состоялось пленарное заседание на тему «Развитие человеческого капитала в сфере туризма и гостеприимства на пространстве БРИКС: вызовы и пути решения».

Участники обсудили проблему кадрового голода и предложили путь решения для его устранения.

«Ни для кого не секрет, что туризм и образование – это так называемая мягкая сила. Представители других стран, которые проходили и проходят обучение в России, несут нашу философию, идеологию и культуру. Поэтому образование, туризм и образование в туризме – синергия мягкой силы, которую может использовать страна для своего развития. Но для успешной работы этих сфер необходим самый главный ресурс – человеческий капитал», – отметила генеральный директор АНО «Центр компетенций в сфере туризма и гостеприимства» и заведующая кафедрой управления в сфере туризма и гостиничного бизнеса РАНХиГС Санкт-Петербург, профессор Марина Морозова.

Не просто привлечь, но и удержать – борьба работодателей за кадры

Сфера туризма – один из ведущих мировых работодателей: миллионы рабочих мест и предприятий зависят от процветания туристического сектора.

«Наша задача – развитие сбалансированного, устойчивого и всесезонного международного въездного турпотока как в Российской Федерации, так и в Санкт-Петербурге, – рассказала Марина Морозова. – Сейчас мы нацелены не только на наших ближайших соседей как доноров туристического потока, но и на высокомаржинальные рынки – Ближний Восток, Латинская Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион. Но ни для кого не секрет, что сейчас в Российской Федерации наблюдается рекордно низкий уровень безработицы. А если говорить о сфере туризма и гостеприимства, то там просто идет борьба за кадры».

Действительно, для развития партнерских взаимоотношений на международной арене в первую очередь нужны люди, готовые работать и не боящиеся трудностей, – все-таки устанавливать прочные межкультурные связи непросто. Среди факторов, определяющих рост любой страны и региона, человеческий капитал занимает одно из лидирующих мест.

Марина Морозова убеждена, что сейчас работодатели буквально дрожат, оберегая высококвалифицированные кадры, и вероятность того, что хорошего работника переманят, – это страшный сон не только для руководителей в сфере туризма и гостеприимства.

«Ни в какой отрасли сейчас очередь из соискателей не стоит. Сейчас тенденции таковы – мы не просто тратим силы на привлечение персонала, мы стараемся его удерживать, – поддержала исполняющий обязанности директора Центра занятости населения Санкт-Петербурга, Татьяна Иванова. – Разрабатываются различные программы, которые способны дать молодежи мотив, чтобы остаться».

Они не плохие, они другие – феномен поколения Z

Грамотно подготовленные профессионалы, представляющие человеческий капитал, решают если не все, то большую часть успеха любой деятельности.

Однако сейчас работодатели столкнулись с феноменом поколения Z, который диктует новые правила на рынке труда, и работодателям необходимо под них адаптироваться.

«Мы очень часто слышим от наших коллег, что эти ребята не мотивированы, что они не хотят трудиться и считают, что им все все должны. Часто можно слышать, что этим ребятам не хватает фундаментальных знаний, потому что они и так могут прочитать все в интернете. Но на самом деле они просто другие: они прекрасно работают в команде, они действительно хотят учиться в течение всей жизни. И это и есть основной принцип их удержания на работе – им нужна деятельность, в которой они будут видеть свое развитие. Им неинтересно работать на той работе, где они не видят своего роста. Но это достаточно сложно реализовать для линейного персонала», – защищает новые рабочие кадры доцент, руководитель Высшей школы сервиса и торговли СпбПУ Ольга Воронова.

Одна из главных особенностей поколения Z – это тенденция не на «клиентоцентричность», а на «человекоцентричность», когда сотрудники в первую очередь принадлежат себе, а не работодателю. Даже в рабочее время.

«Если человек не чувствует себя на работе как личность и не имеет возможность развиваться, а работодатель не дает ему возможность для реализации творческого потенциала, то такие люди не будут задерживаться, – убеждена Татьяна Иванова. – Мы в первую очередь должны думать о персонале как о человеке, и тогда он будет нам полезен, чтобы через него мы успешно контактировали с клиентом. Это новые реалии».

На короткой ноге с учебными заведениями

Спикеры пришли к мнению, что сейчас любой работодатель прежде всего должен быть на короткой ноге с колледжем и вузом – проводить экскурсии для обучающихся и предлагать будущим работникам уже за пару лет до окончания ими бакалавриата начальную карьерную ступень.

«Свои вакансии вы пишете под него и выкладываете их на тех ресурсах, где ее можно найти. Потенциальный работник должен хотеть к вам прийти. Перестаньте писать о том, что вы ждете опыт работы от года, где ему его взять?» – призывает исполняющий обязанности директора Центра занятости населения Санкт-Петербурга Татьяна Иванова.