«Человек двух полушарий»: чем интересна выставка «Академический зал. Музей Ломоносова»
В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамере) состоялось открытие новой экспозиции, посвященной жизни и деятельности великого ученого.
О роли Ломоносова
Открыл выставку директор музея, член-корреспондент РАН Андрей Головнев.
«Михайло Ломоносов был тем человеком, который более всего (и ранее всего) стал известен благодаря стихам. Стихам, которые он сумел на немецкий лад сочинить по-русски. И вообще – одна из главных заслуг Ломоносова состоит в том, что он научился наукам в Германии, но перевел их на русский язык в Петербурге. И вот этот перевод на русский язык – это замечательная заслуга нашего просветителя», – начал презентацию Андрей Головнев.
Также руководитель музея рассказал о том, что Ломоносов был одновременно профессором химии, но занимался и минералогией, и астрономией, и физикой, в том числе экспериментальной, а также историей…
Андрей Головнев отметил: «Ломоносов – это человек двух полушарий, они работают у него одновременно. Поэтому у нас наука – в рифму, наука – одухотворенная».
«Когда меня спрашивают, какой главный экспонат в Кунсткамере? Я отвечаю смело – Кунсткамера. Потому что, собственно, здание и есть экспонат номер 1, – продолжил рассказ руководитель музея. – Дальше можно строить любые иерархии, начиная с Готторпского глобуса, по времени он самый первый экспонат в Кунсткамере. А вот этот стол – он, на мой взгляд, очень близок к началу в порядке ценностей. Потому что этот стол помнит, слышал, знает все, что творилось вокруг, как вела себя конференция академиков и как они спорили. И в этих спорах рождалось знание о мире и о России. Рождались науки, и, в том числе, в 1740-е годы, развернулась потрясающая дискуссия о происхождении имени народа российского».
Также в открытии экспозиции принял участие главный ученый секретарь, член-корреспондент РАН Виталий Сергеев.
«Приглашенные члены академии собирались действительно здесь, в Кунсткамере. И мы понимаем, что в основном были иностранные ученые. А также понимаем то, насколько эффективно с Ломоносова пошла такая, достаточно уже активная русификация академии, русификация научных направлений», – отметил главный ученый секретарь.
От инструментов до цветных стекол
По указу Петра Великого в башне создали первую российскую обсерваторию, там же академик работал более 20 лет. Кроме астрономических наблюдений, в этих стенах Ломоносов занимался химическими опытами и изучением коллекции минералов. Только здесь можно будет увидеть оригинальные научные инструменты и прочие предметы, которые ученый использовал в своей работе.
Органично встроенные в старинный дизайн мультимедийные технологии дополнили общую атмосферу научного пространства. На размещенных в разных частях выставки интерактивных панелях отражена подробная информация о научных изысканиях и открытиях ученого. Все это создает дополнительную атмосферу погруженности и сопричастности тем событиям, которые здесь происходили в ту эпоху.
На выставке представлены и редкие сохранившиеся личные вещи Ломоносова, в том числе это инструменты и даже стол, за которым работал основоположник русской науки. И, конечно же, одними из самых ярких экспонатов являются его знаменитые мозаичные портреты, которые он создал в мастерской в Усть-Рудице. Как рассказывают сотрудники музея, подлинное авторство этих мозаичных работ все еще находится под вопросом. До сих пор до конца не ясно, кто же был автором этих картин, сам Ломоносов или же его ученики.
К еще одной заслуге ученого следует отнести создание самой технологии производства цветных стекол. Это были как прозрачные, так и глухие стекла – смальта. Ранее стекольное производство могло изготавливать только бесцветное стекло или же окрашенное в синий или зеленый цвета. И вот теперь цветные стекла, изготовленные Ломоносовым, можно увидеть на выставке.
«Этот проект в первую очередь про то, какой будет наша страна через десятилетия. Это зависит от нас. От того, как мы сохраним и передадим память о великих людях прошлого тем, кто будет развивать Россию в будущем. Удивительная экспозиция, в которой интересна каждая деталь, обязательна к просмотру!» – подытожил вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский.