Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Эрмитаже показали «Мир через культуру» глазами Николая Рериха

В Главном штабе Эрмитажа открылась самая масштабная выставка года «Твердыня пламенная». Она приурочена к 150-летию со дня рождения Н. К. Рериха и повествует о творческом и духовном поиске художника, сделавшего формулу «Мир через культуру» своим жизненным кредо
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

В название выставки, которая станет кульминацией празднования юбилейного года Николая Рериха, лег заголовок одной из его книг, которая так и называлась – «Твердыня пламенная». Сама же выставка охватывает творчество Николая Константиновича начиная со времени его обучения в Императорской академии художеств и заканчивая 40-ми годами прошлого века.

500 экспонатов

За свою жизнь художник написал около 7 тысяч картин, которые сегодня хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. На выставке представлено более 500 самых разных экспонатов из 20 музеев. Они рассказывают о жизни и творчестве гения и, может быть, хоть немного приближают нас к разгадке его многогранной личности.

Выставка организована Эрмитажем совместно с Музеем-институтом семьи Рерихов. Первый имеет богатейшие коллекции, опыт и возможность масштабных экспозиций. Второй – обладает колоссальными знаниями о жизни и творчестве художника и мыслителя.

«Поэтому мы приняли решение объединиться. И показать Рериха как человека, который впервые в истории пришел к идее создания законодательства по защите культурного наследия», – рассказал куратор выставки, научный сотрудник Отдела Востока Эрмитажа Владимир Абинякин.

Седая старина

Открывается анфилада Главного штаба залом-трансформером, в котором представлены произведения, посвященные Древней Руси, столь любимой Рерихом. Картины сопровождаются уникальными предметами археологии, они как бы подтверждают подлинность того, что изображено на полотнах.

Среди живописных работ мастера – знаменитая картина «Гонец. «Восстал род на род», которую Рерих представил на выпускном экзамене в Академии художеств. За нее он был удостоен звания художника, а Павел Третьяков приобрёл её для своей коллекции.

Многие созданные художником образы переплетаются с произведениями русской иконописи. Особенно впечатляет знаменитый пермский иконостас, который мастер создавал для Успенского женского монастыря. Сегодня этот раритет хранится в музее Перми. И только здесь, на выставке, его можно увидеть во всей красе. Дело в том, что когда-то одна из икон архангела была изъята и передана в екатеринбургский музей. «Мы объединили их и показываем иконостас в полном виде», – уточняет Владимир Абинякин.

Пакт Рериха

Второй зал открывает перед нами мир Востока. Вместе с Рерихом мы совершим исследовательские экспедиции в Центральную Азию и Индию. Увидим оригинальные памятники буддийского и индуистского искусства, археологические находки, в том числе ранее не экспонировавшиеся предметы. Например, тибетскую коллекцию его сына Юрия с иконами-тангка и полотно кисти другого сына – Святослава.

Экспозицию дополняют предметы декоративно-прикладного искусства, памятники письменности, книги, документы, фотографии и вещи, связанные с жизнью и творчеством художника. Особого внимания заслуживают гималайские этюды. Они созданы во время Центрально-Азиатской экспедиции 1920-х годов и свидетельствуют о духовных поисках Николая Рериха.

«Мы не стали строго привязываться к хронологическим рамкам. Главное, что объединяет два зала, – это дух», – пояснила специалист по выставочной работе Музея-института семьи Рерихов Елена Бондаренко.

Она считает: именно Восток и Россия – эти два священных для художника пространства – привели его к созданию первого в истории договора о защите культурных ценностей, который известен во всем мире как Пакт Рериха.

Вдохновенный пророк

Третий зал – это место соединения разных философских, творческих и научных исканий Рериха.

Художник не только неустанно взывает к укреплению прав культурного достояния как основы всего человеческого, но и разворачивает масштабную деятельность по распространению идей Пакта.

«Сейчас именно час спешный, когда нужно запастись всем бывшим опытом, чтобы не отступить от твердынь Культуры»,  – взывает Николай Рерих.

И это «сейчас» относится к любому времени и месту, как и призыв художника, который показывает нам будущее человечества грозным и требующим безотлагательных действий, с одной стороны, и обещающим обновление – с другой. По мысли Рериха, человечеству предстоит принять бой за будущее, и подготовка к этому решающему событию не прекращается.

«Эрмитажный Рерих – утончённый представитель петербургской культуры; вдохновенный пророк духовного единства России и Востока; романтически-практичный борец за права культуры», – подытожил генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.