Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Владимир Жарихин: «Это ядерная доктрина времен гибридных войн»

Политолог о том, что означает обновление документа
Фото: https://vk.com/video-133441491_456275897

На официальном портале правовых актов 19 ноября появился указ «Об утверждении основ государственной политики РФ в области ядерного сдерживания». Документ уже вступил в силу. Как считает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин, этот шаг заставит Запад крепко подумать над перспективами дальнейшей эскалации.

«Вступление в силу нашей обновленной ядерной доктрины совпало по времени с некоей информационной суетой на Западе, связанной с разрешением Вашингтона Киеву бить по нашей стране ракетами ATACMS. Оно сопровождалось кучей каких-то недомолвок, ссылок на разные инстанции в США и т. д. Эта «непонятка» возникла в западном информполе не случайно. Текст новой ядерной доктрины России – весьма конкретный, и американцам нужно его крайне внимательно проанализировать, прежде чем что-либо предпринимать», – говорит политолог.

Предыдущая концепция нашей ядерной доктрины была «концепцией в рамках пластической войны».

«Она была рассчитана на то, что международное напряжение в рамках противостояния держав постепенно растет, в итоге кто-то не выдерживает, нажимает «ядерную кнопку», противоположная сторона отвечает своим ударом – и начинается Третья мировая война. В документе подразумевались конкретные субъекты международной политики, способные обмениваться ракетными ударами, – сообщил Жарихин. – Но сейчас мы живем во времена гибридных войн, и новая доктрина России полностью им соответствует. Документ учитывает новые тенденции: когда стороны вроде бы воюют, а вроде бы и нет. Когда вроде бы есть факт нападения на страну, но не своими руками, «мы тут ни при чем» и т. д. В нашей новой концепции полностью учтены все эти «маленькие хитрости гибридных времен».

Более того, авторы доктрины четко зафиксировали все основные поводы для того, чтобы Россия нанесла ядерный удар по противнику, указал он.

«Ранее в документе было довольно расплывчато прописано – «удар при помощи ЯО может быть нанесен, если есть угроза суверенитету и самому существованию государства». Учитывая размеры нашей страны, единственными, кто мог создать подобную угрозу, были Соединенные Штаты. По сути, старая концепция подразумевала, что ядерная война у нас может быть только с США. Как следствие, угроз с нашей стороны боялись только американцы, и наоборот. А все остальные страны нас не боялись. Та же Украина спокойно нападает на нашу территорию, воюет с нами и т. д. В Киеве были уверены, что мы не применим ЯО ни при каких раскладах, ведь, по старой доктрине, им для этого надо было дойти чуть ли не до Екатеринбурга. Теперь для того, чтобы попасть под наш ядерный удар, нашим врагам нужно сделать значительно меньше усилий», – говорит эксперт.

В новом документе есть поводы, связанные с более современным пониманием возможных угроз, считает он.

«Там вполне логично прописано: если на Россию полетит рой баллистических ракет, то у нас есть все основания ответить на это ядерным ударом. Потому что если на нас летит 30 ракет, то одна из них вполне может нести ядерную боеголовку. Или если осуществляется нападение на нашу ядерную инфраструктуру, мы тоже можем ответить при помощи ЯО. «Соколы Зеленского» уже пытались атаковать аэродром Энгельс, где базируются наши стратегические бомбардировщики. Была атака дронов и на наши загоризонтные радары раннего предупреждения о ракетном нападении. Теперь все эти поползновения четко предусмотрены в ядерной доктрине РФ», – указал Жарихин.

Если у западных политиков осталась хоть какая-то способность анализировать происходящее, то им пора делать выводы.

«А на Украине могут просто посчитать, сколько у России накопилось вполне законных поводов «вдарить по ним по полной программе». Конечно, обновление нашей ядерной доктрины само по себе не значит, что на Западе все тут же испугаются, «в штаны наложат» и т. д. Но они явно не ожидали такой конкретики, с какой этот документ написан. Теперь им предстоит хорошенько продумать, какие могут быть последствия тех или иных их действий. Именно этим объясняется та «остановка на полном ходу», которая произошла вокруг разрешения Украине бить «дальнобоем» вглубь нашей территории», – заключил эксперт.