Екатерина Варлакова: «Жанр пластического моноспектакля может удивить искушенных петербуржцев»
17 ноября состоится уже не первый вечер пластических моноспектаклей «SOLOмка». Организаторы мероприятия, театр игровой пластики «МИ МИнор», считают подобные события уникальными.
«SOLOмка» – это проект, существующий с 2017 года и объединяющий сольных артистов невербального жанра, которые могут создавать цельные сюжетные спектакли без слов с помощью языка тела. Актриса и режиссер театра Екатерина Варлакова рассказала «Петербургскому дневнику» о том, что такое пластический театр и о своем моноспектакле «Зеленые рукава».
– Петербуржцев сложно удивить театральными постановками. Но вот пластический театр явно не у всех на слуху. Что это за жанр? И чего он требует от актера?
– Жанр пластического моноспектакля может удивить искушенных петербуржцев, известных своей любовью к театру, по нескольким причинам. В пластическом моноспектакле актер не может спрятаться за словом, что делает его выступление более искренним и эмоционально насыщенным. Зрители видят чистую актерскую игру, основанную на мимике, жестах и движениях, что создает уникальное впечатление. Не все артисты решаются работать в этом жанре, так как сольно рассказать цельную историю без слов – задача не из простых. В таких спектаклях часто можно увидеть новые формы выражения, которые могут быть непривычными для зрителей, привыкших к традиционным театральным постановкам, что делает их интересными и запоминающимися.
Актер работает в ограниченном пространстве с минимальными декорациями, что требует от него максимальной концентрации и мастерства, а также создает атмосферу интимности и глубокого погружения. Большое значение имеют визуальные элементы, такие как движение, свет, костюмы, сценография и т.д. Так как фокус делается на движении и жестах, то от актеров это требует высокого уровня физической подготовки и контроля над телом.
– Можно ли сказать, что это пантомима?
– Первые шаги в развитии нашего театра (театр «МИ МИнор») были сделаны в классической пантомиме, а далее исследовали и синтезировали разные направления и стили движения, которые в совокупности и формируют понятие пластического театра как многогранной формы театрального искусства. В отличие от традиционного театра, где акцент делается на диалоге и тексте, пластический театр использует язык тела и визуальные образы для передачи эмоций, идей и сюжетов. Конечно, большую помощь оказывают световое и звуковое оформление спектакля, создавая атмосферу и подчеркивая эмоциональные моменты.
В то же время пластический театр часто использует символизм и метафоры для передачи сложных идей, что позволяет зрителям интерпретировать их на разных уровнях. А взаимодействие актера с пространством сцены становится частью выступления. А особенностью пластического театра является то, что его универсальный язык может быть понятен зрителям разных культур.
– Вас, как актрису, можно назвать мимом? Или это не совсем верно?
– Себя я так и называю – актер и режиссер пластического театра, однако иногда и уточняю – мим, так как это слово дает понимание о том, какой именно техникой движения я владею.
– Почему вы выбрали для себя этот непростой жанр?
– В пантомиму меня потянул зов сердца. Но теперь я понимаю, что такой выбор направления был не случаен, ведь наш город (ранее город Ленинград) считался когда-то Меккой пантомимы. Много артистов и режиссеров работали здесь, развивали и популяризировали искусство пантомимы.
Кстати, об этом можно посмотреть наш документальный фильм «Дети Марсо» (оператор Светлана Липилина, 2023. – Ред.), который мы (Екатерина Варлакова и Антонина Попова. – Ред.) сняли по собственной инициативе в год сотого юбилея со дня рождения великого мастера пантомимы Марселя Марсо. В фильм вошли интервью отечественных деятелей искусства (актеров, режиссеров, критиков) о личных встречах с легендарным французским мимом, а также о становлении своего пути в области пантомимы.
– На вечере пластических моноспектаклей «SOLOмка» будет показан ваш спектакль «Зеленые рукава». Что это за постановка? О чем она?
– Это спектакль, созданный по биографии королевы Англии Анны Болейн. В свое время тронула сама история этой известной женщины. Известно, что Анна не захотела становиться очередной фавориткой короля, и искренне влюбленный король Генрих VIII идет против церкви, разводится с первой супругой, делая Анну законной королевой, однако взяв за это обещание родить наследника. К сожалению, обещание Анна выполнить не смогла. Король теряет к ней интерес и, чтобы начать отношения с другой женщиной (и позже не одной), избавляется от Анны, отправляя ее на казнь. Удивителен и парадокс истории – ведь следующим сильным и значимым правителем страны, тем самым наследником, становится именно дочь Анны.
– Образы сильных женщин вас привлекают? Какие еще есть в вашем арсенале?
– В моем репертуаре есть образы Анны Карениной, Фриды Кало, даже Русалочки или Феникса. Меня трогают темы женского страха, женской боли, психологической сломленности и их преодоления, что делает сильнее.
– Что сейчас еще репетируете? И над чем работаете?
– Сейчас мне предложили показать весь калейдоскоп своих образов в выступлении одного вечера. Мне это предложение показалось интересным, и я уже начала работать над сценарием мероприятия, оно запланировано на март 2025 года.
А еще в данный период времени я получаю образование в Российском государственном институте сценических искусств в Мастерской Н.П. Наумова по специальности «режиссер театра кукол». Между этими двумя видами искусств есть очень много общего. Я знаю лично несколько примеров, когда бывшие актеры и режиссеры театра пантомимы начинали заниматься театром кукольным. Уверена, что они могут гармонично уживаться на одной сцене и в одном спектакле.
Ранее «Петербургский дневник» писал, что театр «Ленком» покажет спектакль «Поминальная молитва» в Петербурге.