«Главное – не торопиться, чтобы стать быстрым»: Виктор Осокин – о своем выступлении на чемпионате мира по триатлону IRONMAN на Гавайях

Предприниматель, спортивный энтузиаст, участник пяти чемпионатов мира IRONMAN, победитель IRONMAN African Championship в своей возрастной группе Виктор Осокин рассказал в интервью «Петербургскому дневнику», как прошла самая успешная в его карьере гонка на Коне, какие новые технические приемы и уникальные подходы удалось применить, а также как сохранить мотивацию на протяжении многих лет.
С годами показатели в триатлоне только растут
– Виктор, поделись, пожалуйста, своими эмоциями после пересечения финишной черты? На каком этапе ты понял, что можешь занять высокое место на этом чемпионате?
– С одной стороны, я рад результатам, поскольку показал свое лучшее время на чемпионате мира. Оказаться в топ-10 на сложной гонке, куда отобрались сильнейшие спортсмены мира, – это успех. И, следуя этой логике, я должен быть доволен. В то же время я, как любой солдат, мечтающий стать генералом, настраивался на другой результат. Я понимал, что в этом году я серьезно спрогрессировал, и мои достижения позволили мне ставить более амбициозные цели в конкурентной борьбе. Признаться, у меня был план войти в топ-5, ведь именно эти пять мест награждаются на чемпионате мира.
– Ты улучшил финишное время по сравнению с предыдущей гонкой на Коне практически на 40 минут. За счет какого этапа? Этот успех только лишь результат большой проделанной работы или есть в нем элемент удачи?
– С самого первого этапа я понял, что я могу рассчитывать на успех. Надо сказать, что плавание всегда было моим слабым местом, но в этот раз я показал лучший результат из всех заплывов. Напомню, что плавание проходило без гидрокостюма, поэтому скорость была ниже, чем обычно, но результат все равно получился достойный. Велоэтап стал ещё одним шагом к тому, чтобы уже на беговом этапе успешно справиться с поставленной задачей. Однако как раз беговой этап пошёл немного не по плану. Но вообще, если посмотреть статистику, то у большинства атлетов именно на беговом этапе возникают проблемы. У меня случились проблемы с пищеварением, сопровождавшиеся спазмами в животе. Я так и не разобрался в причине: то ли я неправильно питался накануне, то ли организм своеобразно отреагировал на определённые продукты во время гонки.
В итоге я показал неплохой результат, но для того чтобы попасть на подиум, мне нужно было бежать лучше примерно на 9 минут. И мне казалось, что я готов был к такому темпу. Но, к сожалению, в триатлоне, как и в других видах спорта, не бывает сослагательного наклонения. Я бы сравнил свое эмоциональное состояние с рыбаком, который поймал много рыбы, но самая большая и желанная от него ускользнула. Однако с годами прихожу к пониманию, что путь к цели всегда важнее ее достижения. Более того, несмотря на то что с каждым годом я не становлюсь моложе, мои показатели в этом виде спорта растут.
– Это был твой четвертый старт на Коне. Кто-то из россиян повторил твой успех?
– Действительно, я в четвёртый раз отобрался на Кону. Но, вообще, это мой пятый чемпионат мира. Просто в связи с изменившимися правилами в прошлый раз соревнования для мужчин проходили в Ницце. Следующий чемпионат на Гавайях пройдёт через два года, в 2026 году. Мне кажется, что среди мужчин – граждан России мне удалось единственному пять раз попасть на чемпионат мира.
На самом деле я не бывший велогонщик, пловец или бегун, и у меня нет профессионального опыта, чтобы сделать прорыв за счет спортивного прошлого в какой-то дисциплине. Как, например, сумел сделать казахстанский велогонщик Александр Винокуров, который победил на чемпионате мира, опередив всех на велосипеде. Он был олимпийским чемпионом и участником Тур де Франс. Я не могу повторить такой подвиг, но мне удалось приблизиться к пьедесталу за счет суммы трех этапов.

Занятия и тренировки должны быть в радость
– Какой этап у тебя самый любимый – плавание, велогонка или бег?
– Я всегда отдавал предпочтение велосипеду. Потому что мне нравится велосипедная культура, технические детали и вообще сам процесс езды. Однако в последние два года не менее важным для меня как в тренировочном, так и в соревновательном процессе стал бег.
– И тогда встречный вопрос: как полюбить те виды спорта, которые не очень по душе?
– На самом деле в каждом виде спорта нужно найти то, что приносит радость и удовольствие. Это принципиальный момент. Занятия и тренировки должны быть в радость. Если не получается достичь этого, если занятия проходят через «не хочу», то это неправильно. Совершенно точно в такие моменты нужно остановиться и задуматься, как улучшить ситуацию.
Например, в плавании можно использовать различные девайсы, такие как колобашки, лопатки, трубки и так далее. Тренировки можно проводить в группе, если скучно заниматься одному. Существует множество приёмов, которые помогут повысить желание ходить на тренировки, особенно когда речь идёт о любителях. Мы же любители вообще все от слова «люблю». Мы любим спорт, поэтому важно сделать всё возможное, чтобы полюбить каждый его вид.
Возможно, стоит сменить бассейн или создать новый ритуал. Например, после тренировки позволить себе вкусный чизкейк, ввести традицию заезжать в кафе и таким образом создать приятную атмосферу вокруг спорта. То же самое касается и бега. Значительно повышает комфорт во время тренировки экипировка. Ну и кроме того, бегать можно в медленном темпе, чтобы получать удовольствие на низком пульсе, низкой интенсивности.
Если говорить о велосипеде, то зимой, когда приходится использовать велостанок, нужно найти способ сделать это занятие комфортным. Это принципиально важно.
Закрывался в гараже и устанавливал тепловую пушку
– Как ты готовился к этому старту, были ли у тебя какие-то уникальные тренировки или подходы, которые помогли достичь высокого результата?
– Я применил несколько методов, которые помогли мне подготовиться к гонке. Один из них – тепловые тренировки. Мне помогли датчики учета тепла, разработкой и производством которых занимается одна известная компания. Эти датчики позволяют измерять тепло в нашем теле и помогают адаптироваться к жарким условиям гонок. Кона – очень жаркая гонка, и вопрос подготовки теплового обмена и адаптации к таким условиям очень важен. Я использовал определённый протокол и датчик для подготовки к соревнованиям. Во время тренировок на тренажёре я закрывал в гараже все двери и окна, устанавливал тепловую пушку и поддерживал температуру воздуха около 35 градусов. Затем я надевал несколько кофт и крутил педали, не используя при этом никаких вентиляторов.
Когда я выходил на пробежку, то одевался вне зависимости от погоды. Даже если температура была плюс 20 градусов, я надевал пять слоёв одежды и термоблокировку в виде дождевиков. Так я тренировался минимум три раза в неделю, начиная примерно за полтора месяца до гонки.
– Не секрет, что во время такой длинной гонки не все складывается так, как хотелось бы. Какие-то технические сложности возникали по мере прохождения этапов? И как ты с ними справлялся?
– Технические сложности всегда возникают на соревнованиях. Например, можно не угадать с питанием или не удержать бутылку воды. Я всегда говорю, что триатлон – это соревнование, в котором каждый участник должен справляться со множеством логистических, стрессовых и других ситуаций.
Я использовал только одно новшество на велоэтапе – поставил новые колёса. Интересно, что на Коне запрещены сплошные колёса из-за сильного бокового ветра и ради безопасности. Но в этот раз я нашёл производителя, который делает так называемые псевдодиски. Они оставляют радиусное окно в районе звезды заднего колеса, но при этом получается очень большой диаметр. Это выглядит немного забавно, но работает отлично.
– В чем заключалась стратегия по питанию и гидратации во время соревнований? Нужно ли вообще запасаться большим количеством гелей?
– Последние несколько лет я придерживаюсь стандартного подхода к питанию. Учёные-физиологи уже давно определили, какое количество углеводов может усвоить организм в час. Если примешь даже на 15 % больше, они не усвоятся. Это примерно 100 граммов в час. Употребишь немного больше – появятся риски некорректной работы желудочно-кишечного тракта со всеми вытекающими последствиями. Есть риск вообще прекратить участие в гонке.
– В 2022 году ты признавался, что на 10-м километре беговой дистанции был близок к тому, чтобы сойти с трассы. Результат того забега тебя не удовлетворил. В этом году подобных мыслей не возникало?
– В этом году я просто двигался вперёд и понимал, что важно держать темп и преодолевать километр за километром, прокладывая себе путь к финишу.
Надо сохранять спокойствие на пути к цели
– Есть ли у тебя какой-то особый ритуал или метод расслабления перед стартом?
– Я всегда стараюсь устроить себе день тишины за пару дней до гонки. За день до старта обычно уже начинается подготовка к транзитной зоне, где много суеты. Например, если гонка запланирована на субботу, то это будет четверг, а если на воскресенье – пятница. В этот день я стараюсь расслабиться, помедитировать и отпустить все мысли, чтобы настроиться на борьбу.
– Планируешь ли ты участвовать в следующих соревнованиях на Гавайях? Если да, то какие цели ставишь перед собой?
– Честно говоря, я бы хотел ещё раз посетить эти места. Теперь это будет уже 2026 год. В Ниццу я не особенно стремлюсь вернуться, потому что увидел большую разницу между двумя чемпионатами. Прежде всего это касается атмосферы. Поэтому в следующем году я сосредоточусь на чём-то другом и, возможно, в 2026 году снова вернусь к гонкам.
– Можешь ли дать совет начинающим триатлетам, которые стремятся достичь высоких результатов?
– В триатлоне есть два вида любителей: одни занимаются спортом просто потому, что им это нравится, а другие стремятся к высоким результатам. Вот для второй категории я бы посоветовал прежде всего осознать, что этот спорт не терпит нервозности и суеты в стремлении достичь быстрых результатов.
Процесс прогресса всегда занимает много времени, ведь он связан с физиологическими изменениями в организме, трансформацией структуры тела и обменными процессами. Поэтому важно быть терпеливым и не ставить перед собой краткосрочные цели, такие как стать чемпионом мира на следующих выходных.
Лучше сосредоточиться на том, чтобы двигаться в выбранном направлении, независимо от того, какие препятствия встретятся на пути. Ведь речь идёт о годах, и за это время могут произойти различные события, такие как стрессы, болезни и другие жизненные трудности. Важно сохранять спокойствие и продолжать двигаться вперёд. Если человек сохраняет свою целеустремлённость и не меняет свои планы, то спустя некоторое время обязательно достигнет цели. Поэтому главный совет – не торопиться, чтобы стать быстрым.