Станислав Парфенов: «Хочу, чтобы в финале всем зрителям в зале стало светло»
– Станислав, это уже не первый ваш опыт сотрудничества с Музыкальным театром имени Шаляпина. Расскажите, как все начиналось.
– Моим первым спектаклем после выпуска из театрального института стал «Винни Пух и все-все-все» (0+), поставленный в этом театре. Закончив учебу на режиссерском факультете Казанского университета культуры, я поступил в Российский государственный институт сценичес ких искусств (РГИСИ). Мне повезло – я учился у Игоря Богданова и легендарного Александра Белинского. Уже в то время я поставил в Учебном театре на Моховой «Винни Пуха». Видимо, мою работу заметили, пригласив меня в Мюзик-Холл, так тогда назывался театр Шаляпина.
На постановку опер меня позвала его директор Юлия Стрижак. Она с самого начала участвует в нашей задумке, старается воплотить в жизнь все наши идеи, даже самые заоблачные, и вместе с нами создает новый спектакль.
– При этом в вашем багаже – четыре постановки в Театре эстрады имени Райкина.
– Это случилось уже после того, как я несколько лет проработал за границей, где постигал искусство мультимедиа. Я стал изучать эту тему и сейчас пишу диссертацию.
Когда вернулся, поставил мультимедийные спектакли «#ИМПЕРАТРИЦА2019» в Петергофе и DIDGITAL GALA в Михайловском театре. Стал преподавать в РГИСИ, куда меня позвал мой мастер Богданов.
На один из показов, к которому я приложил руку, пришел Юрий Гальцев, художественный руководитель Театра эстрады. Мы познакомились, вскоре он мне позвонил и предложил поставить спектакль. Поэтому я всем говорю, что в театр меня привел Гальцев.
– В основе ваших постановок – русская и советская классика. Чем продиктован такой выбор?
– Я очень люблю подлинный русский язык. И когда читаю классику, просто купаюсь в ней. Гоголь – это сам по себе великолепный юмор, достаточно «Ревизора» на стуле прочитать – уже будет смешно. Островский – это комедия положений. А Вампилов – сочетание того и другого.
Перед каждой постановкой я обязательно прочитываю всего автора. Фундаментально браться за работу с текстом – мое главное правило. Например, чтобы поставить «Вселенную Островского» (12+), прочитал все 12 томов драматурга, его дневники и записи. То же и с Вампиловым.
– В вашем последнем спектакле «Оттепель» (12+) было много песен и музыки. Это такой подход к жанру оперы?
– Я давно мечтал поставить оперу, чтобы посмотреть, как композиторы, артисты, оркестр смогут взаимодействовать с цифровым пространством. Мне кажется, что зачастую цифровое искусство очень невыгодно используется для спектаклей. Порой из него делается просто фон, который не имеет никакого отношения к идее режиссера, лишь создает визуальный эффект.
– Как это цифровое пространство будет задействовано в операх, премьера которых состоится в Петербурге уже послезавтра?
– Если внимательно прочитать либретто и вслушаться в музыку, то можно увидеть, что на персонажей давит Вселенная. Если Алеко – это вольность цыганского народа, необъятный горизонт, то в Иоланте – это божественный свет, который красной нитью проходит через всю оперу. Когда я это понял, то добавил нового персонажа – Вселенную, которая и будет цифровым пространством. Она станет обрамлять всю сцену и будет реагировать на все события и поступки героев.
Моя задача как режиссера – в том, чтобы артисты поняли, как воспринимать эту Вселенную. Если для Алеко это зло, то и она совершает злой поступок. А если Иоланта воспринимает Вселенную как благо, то и приходит к счастливому финалу.
– Разные композиторы, эпохи, герои. Трудно работать на контрасте?
– Когда мы только начали придумывать все это, сразу поняли, что осовременивать истории нельзя. Поэтому мы постарались сохранить дух эпохи и сделать костюмы, которые бы соответствовали тому времени.
– Как вам работается с дирижером Фабио Мастранджело?
– Это человек с какой-то невероятной магнетической энергией, которая толкает нас вперед. Мне с ним очень комфортно. Я даже всегда зависаю, когда смотрю на его репетиции. Это настоящая магия.
Для нас эта работа очень важна. Я хочу, чтобы в финале спектакля всем сидящим в зрительном зале стало светло. Чтобы все поняли, что доброта и свет и есть то главное, что нужно в театре.