«Нестыдные» вопросы о жизни на намыве Васильевского острова
Намывные территории на западе Васильевского острова, как один из главных градостроительных проектов города, нередко становится предметом обсуждения у петербуржцев. С момента начала стройки в 2006 году район переживал разные этапы развития, а из-за высказываний псевдоэкспертов территория обросла большим количеством мифов. В этой статье мы собрали самые актуальные вопросы о жизни на намыве сегодня, которые помогут расширить ваше видение новой части города.
Что такое намыв?
Намыв – это территория, созданная путем насыпания песка, грунта и других материалов для дальнейшего использования в градостроительных целях. Технология намыва часто применяется в прибрежных городах не только для расширения границ, но и для осушения существующих земель.
Так, в Петербурге подобные территории создавалась с момента основания для борьбы с заболоченностью и угрозами наводнений. Примерами могут послужить Кронштадт, береговая линия Петергофа, Летний сад, остров Голодай. По современным оценкам, в 18-19-м веках благодаря данной технологии площадь Северной столицы увеличилась на 40%.
Современные намывные территории возводятся в западной части Васильевского острова, для проекта по формированию нового морского фасада Петербурга. В отличие от других мировых примеров, в Санкт-Петербурге искусственные земли прирастают за счет смещения береговой линии, а не в открытом водоеме.
1. Как происходит процесс намывания земли?
Существуют два способа формирование искусственных территорий: при помощи сухого песка, привезенного из карьеров, или при помощи мокрого, который добывают на дне водоемов. Сегодня чаще всего применяется второе, то есть гидромеханизированный метод, так как в мокром песке гораздо меньше различных примесей, которые в дальнейшем могли бы сказаться на качестве строительства.
Добытый материал доставляют к выбранному для строительства участка, равномерно распределяют слоями и укрепляют. После этого земля готова для дальнейшего использования.
Главный принцип этой технологии не менялся годами, однако со времен Петра I значительно улучшилось качество техники, которая перерабатывает добытый материал. Например, Северный намыв Васильевского острова доверили крупнейшему строительному холдингу Северо-Запада. Компания является одной из немногих, кто обладает большим опытом в данном типе строительства и даже имеет собственный современный флот для перекачки и обработки песка.
Все это позволяет девелоперу контролировать качество работ на каждом этапе, соблюдая все технологические нормы.
2. Намыв не влияет на экологию города?
Благодаря современным технологиям процесс намыва территорий в XXI веке стал гораздо безопаснее, чем раньше. Намыв строится на базе новейших научных исследований, а также внимательно контролируется процесс утилизации отходов.
Кроме того, застройщик ежегодно проводит ряд компенсационных мероприятий: по согласованию с Росрыболовством с 2012 года девелопер за счет своих средств вырастил и выпустил в Финский залив 670 тысяч мальков ценных пород.
Еще один важный экологический вопрос: создает ли расширение территории угрозу наводнения? Эксперты уверены, что нет. При строительстве намыв был ограничен дамбой, а его размер составляет всего 0,61%. Такое незначительное уменьшение площади не способно повысить скорость наполнения водного зеркала.
3. Какие перспективы у намыва?
Район с каждым годом развивается все активнее и в скором времени станет одной из главных точек притяжения Петербурга.
По прогнозам экспертов, к 2030 году в этой части острова численность населения составит больше 70 тысяч человек. Привлекательность территорий отметили и крупные бизнес-компании не только регионального, но и федерального значения. Так, недавно стало известно, что один из участков земли на намыве выкупил Сбербанк для строительства нового Северо-Западного офиса, а также «Газпром» планирует построит ях-клуб «Смоленка», рядом с пассажирским портом «Морской фасад».
Интерес растет и среди других крупных строительных компаний, как, например, уральский застройщик «Брусника», который впервые вышел на рынок Санкт-Петербурга с проектом на намыве Васильевского.
Такой повышенной рост на территории определенного говорит о том, что покупка жилья в данном районе – это отличная инвестиция.
4. Есть ли на намыве необходимая инфраструктура для жизни с детьми?
На старте на намыве наблюдалась острая нехватка социальной инфраструктуры. Однако в последние годы ситуация кардинально изменилась благодаря особому вниманию властей и добросовестных застройщиков к развитию новых территорий.
Так, в рамках ЖК «Морская набережная» уже были сданы детский сад и школа. Оба учебных заведения соответствуют всем современным стандартам и были высоко оценены губернатором города. К 2025 году в южной части намыва застройщик планирует построить еще 3 дошкольных и 2 общеобразовательных учебных заведения, а также поликлинику на 800 посещений в день.
Кроме этого, на намыве появляется все больше детских и спортивных площадок, а также прогулочных зон, что делает район идеально подходящим для жизни с детьми.
5. Как обстоят дела с транспортной доступностью?
Сегодня развитие хорошей транспортной доступности намывных территорий – приоритетная задача для властей города. Лишь за 2024 год в районе были открыты четыре съезда ЗСД Шкиперской развязки, запущено движение по проспекту Крузенштерна и построено более 7 км дорог, по которым начали движения новые маршруты общественного транспорта. Все это уже сейчас снизило нагрузку на дорожную сеть не только намыва, но и всего острова в целом, благодаря чему путь до южных районов города сократился на 20 минут, а добраться до ближайших станций метро стало проще.
Своя «подземка» у территорий тоже будет: станция «Морской фасад» в будущем соединит намыв с «Большим проспектом». А пока для жителей в скором времени должна открыть свои двери станция «Горный институт», где идет завершающий этап работ: рядом с вестибюлем уже появились разметка, светофоры и остановочные пункты.
Недавно Смольный озвучил новые планы по улучшению транспортной доступности района: до 2030 года на искусственных территориях появится новая магистраль на набережной Макарова, которая соединит два берега реки Смоленки, а также новый шестиполосный участок на проспекте Крузенштерна с подземных переходом и велодорожками.
6. Есть ли места для прогулок?
Этот год обрадовал жителей намыва не только изменившейся ситуацией с социальной и транспортной инфраструктурой, но и появлением новых зеленых зон. Так, весной был обновлен сквер Александра Володина. Теперь там появились видовые, прогулочные и зоны отдыха, оборудованы спортивные и игровые площадки, велодорожки. К новому пространству присоединился новый Линейный парк, образуя единую парковую территорию.
Не стоит забывать, что после завершения строительства Северного намыва здесь также появится и общегородской пляж.
Также можно доехать и до Елагина острова, парка 300-летия или новой набережной у «Лахта Центра». Дорога до этих мест займет не более 25 минут на машине и получаса на общественном транспорте, благодаря чему организовать интересную встречу с друзьями гораздо легче, не покидая свой район.
7. Чтобы куда-то сходить с друзьями, придется ехать в центр?
Васильевский остров и так является одним из центральных районов города, где для местных жителей доступны множество развлечений. Однако благодаря редевелопменту, который сегодня активно работает с серым поясом Петербурга, здесь появляется еще больше уникальных общественных пространств и гастрономических площадок. Самые известные примеры – «Севкабель Порт», «Брусницын» и Василеостровский рынок.