Яндекс.Метрика
  • Кирилл Смирнов, Марина Паноинте

Эмир Кустурица: «Олимпийских игр через 20 лет уже не будет»»

Прославленный сербский режиссер Эмир Кустурица, презентовавший в Петербурге свою книгу, поделился с нашим изданием мнением о происходящих в мире событиях
Фото: Дмитрий Сермяжко/ «Петербургский дневник»

 Эмир, ваша книга «Мятежный ангел» (18+) отображает трагические аспекты, связанные с Югославией. Но это было 25 лет назад. Насколько фундаментален, на ваш взгляд, сегодняшний момент истории?

– В Европе его называют постхристианским этапом. Но это неправда. В Америке протестанты работают. Очень активное христианство живет в России. Надо сказать, что не будет так, что останется только западная цивилизация со своей мягкой мощью. Это, кстати, можно было увидеть на открытии и закрытии Олимпийских игр в Париже. Это было такое неубедительное сатанинское произведение. После всего, что там происходило, мне показалось, что следующие Олимпийские игры будут, возможно, такими же. Хотя при таком развитии событий через 20 лет их уже точно не будет.

– Вы как-то сказали, что постгуманизм начался сразу после того, как Югославия подверглась первым бомбардировкам.

– Да, все началось у нас. И первый человек, который дал отпор глобализму, был Слободан Милошевич. И поэтому его закрыли в тюрьму. Это очень хороший пример для России. Если Россия хочет быть независимым и суверенным государством в этом мире, она должна думать о том, как это сохранить.

А уже после бомбардировки Югославии была война в Хорватии. Там случилось самое большое этническое очищение, когда из страны выгнали 250 тысяч сербов. И это было очень цинично. Говорилось о том, что дезинтеграция Югославии произошла по той причине, что там были националисты… В конце концов образовались небольшие националистические страны.

Сегодня только в Сербии можно не быть сербом и православным, но жить при этом спокойно. Если, например, хочешь жить в Хорватии, за это придется заплатить огромную цену. Все, через что прошла Сербия, могло стать для России знаком того, что планируют сделать западные страны, – глобализовать весь мир. Они создали нового гегемона. У России же очень большой как человеческий, так и ресурсный потенциал.

– Меняется ли у вас отношение к военным действиям, которые происходили в вашей стране и в которых сейчас участвуют другие страны?

– Вы знаете, я человек православный. У православных никогда не было так, чтобы Библия и Старый Завет были аргументами для мессианства и эмансипации других народов. Православие было таким объединяющим элементом. И то, что сделали католики в Латинской Америке, – это колонии. У православия такого не было. Это самое важное, что можно сказать. У вас в России не было институционального расизма, который был там.

Начало беседы с Эмиром Кустурицей читайте здесь.