Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

От дачи Головина до особняка княгини Кугушевой: как памятники деревянного зодчества становятся современными культурными пространствами

Экскурсия прошла в ходе конференции, посвященной инвестиционной привлекательности памятников деревянной архитектуры
Фото: https://открытыйгород.рф/kuda-shodit/sobytiya/oazis-tishiny-na-chyernoy-rechke/?sphrase_id=463639

Как в Петербурге сохраняют и развивают культурное наследие города – памятники деревянной архитектуры, рассказала экскурсовод проекта «Петербург глазами инженера» Александра Зацепина. Конференцию организовал Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

Дача Головина, Выборгская набережная, 63

Территорию общей площадью примерно 16 гектаров Петр I подарил первому генерал-фельдмаршалу, крупному чиновнику петровского времени графу Федору Головину. В XVIII веке на этом участке современной Выборгской набережной располагались финские деревни. Первые деревянные постройки не сохранились. Вскоре на участке обустроили усадьбу и разбили парк. В начале XIX века территория дачи становится резиденцией царской семьи и высокопоставленных гостей. На месте обветшавшего здания Головинской дачи архитектор Людвиг Шарлемань в 1824 году построил новое деревянное, выполненное в стиле классицизм.

«Мы с вами легко можем понять, что перед нами классицизм, по колоннам и портику, а также симметричной композиции всего объекта. В 1825 году здесь располагается дача Каменноостровского дворца – царская резиденция, в которой бывают члены императорской семьи, в том числе супруга Павла I Мария Федоровна. Она увлекается благотворительностью, и на тот момент как раз задумывает новый проект – Воспитательные дома на территории города. Мария Федоровна подает прошение, чтобы здание передали на его нужды, получает положительный ответ, и царская резиденция становится Воспитательным домом Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. Здесь юноши получали фармацевтическое образование, а девушки – педагогическое», – рассказывает экскурсовод Александра Зацепина.

После революции дача Головина была национализирована, сменила нескольких владельцев. Планировка здания неоднократно менялась: часть окон была заложена, залы разделены перегородками на небольшие кабинеты.

Добавим, что сейчас идут работы по реставрации дачи Головина, которые проводит компания-застройщик. В начале 2024 года по ее инициативе соседствующий с дачей Головина корпус Императорского воспитательного дома на набережной Черной речки, 1, передвинули на 52 метра и установили на новом месте.

На даче Головина планируется полностью восстановить как внешний, так и внутренний облик. Кроме того, в планах обустройство прилегающего к даче Головина парка. Проект восстановления включает в себя воссоздание сада, дорожек, установку освещения, высадку деревьев в соответствии с дореволюционными чертежами. Работы планируется завершить в 2027 году.


Фото: сайт проекта «Открытый город»

Дача Громова, улица Академика Павлова, 13

Во второй половине XIX века, уже с отменой крепостной права, в Российской империи появляется понятие «предпринимательство». Буржуазия диктует свои условия в сфере строительства, предъявляет свои требования к зданиям. Эти процессы отражаются и в архитектуре. В то время начинается период эклектики, то есть смешения архитектурных стилей. Если возводится православная церковь, то архитекторы обращаются к мотивам русского зодчества, если католический храм, то к мотивам готической архитектуры.

Территорию Лопухинского сада на Петроградской стороне украшает дача Громова. К слову, сам сад восстановлен и имеет схожие с исторической пейзажной планировкой черты. Внешний облик и композиция дачи дает нам представление о том, какая может быть планировка внутри него: мы видим очертания двух залов, галереи между ними и центральный вход.

Еще несколько лет назад здание было в ужасном состоянии: разрушена крыша, затоплены подвалы, внутрь особняка мог попасть любой человек через разбитые окна и двери. В 2020 году дачу отреставрировали. В том же году его передали подростково-молодежному центру «Петроградский». Сейчас внутри дачи продолжаются работы по восстановлению интерьеров, в том числе благодаря инициативной группе «Дача Громова».

«Дача Громова – редкий образец полностью сохранившихся внутренних интерьеров и фасадов. Здесь восстановлены заполнения оконных проемов, они деревянные. Установлены двойные рамы (летние и зимние). В воссозданных оконных заполнениях присутствуют подлинные фрагменты исторических витражей, – рассказывает экскурсовод. – На фотографиях 70-х годов XIX века со стороны центрального входа (у пруда) запечатлен фонтан и скульптуры, которые украшали территорию дачи Громова. На данный момент фонтан, как и скульптуры утрачены. О том, где именно они стояли, мы можем судить только по сохранившимся тумбам и историческим фотографиям».

Потомки лесопромышленника и мецената Василия Громова оказались не такими успешными и растратили все состояние, которое получили в наследство.

«В советское время здание было национализировано. С 1940 года в здании дачи расположился Дом пионеров и школьников Петроградского района и находился здесь около 30 лет. Внутренние интерьеры дачи на тот момент сильно не пострадали, лепнину не сбивали, а перепланировку не делали. Стены просто заклеили обоями в цветочек. Сегодня реставрация интерьеров продолжается, несмотря на работы, вокруг здания кипит жизнь, проводятся музыкальные вечера и экскурсии», – сказала Александра Зацепина.

Фото: сайт проекта «Открытый город»

Каменноостровский театр, набережная реки Крестовки, 10

Ремонт и реставрация Каменноостровского театра – второй сцены БДТ проводилась в 2006-2012 годах. Проект включал в себя реконструкцию, ремонт и реставрацию здания, а также устройство помещений, необходимых для полноценной работы современного театра на 300 мест.

«Он построен в 1827 году в стиле классицизм. Изначально эта постройка – временное здание театра для аристократов, которые жили в то время на Каменном острове. Она была возведена на один сезон, но вскоре так полюбилась гостям, что ее разбор откладывался на протяжении 17 лет. Затем настал момент, когда потребовалась его реконструкция, так как строили здание на одно лето, соответственно, фундаменты спустя 17 лет были уже в очень плохом состоянии. В итоге здание решили перестроить, что и сделали в 1844 году. Уже позже, в советское время, на сцене театра проходили съемки спектаклей для телевидения, – рассказывает эксперт. – Со временем здание ветшало, встал вопрос о возможности его существовании. Фактически его спасла Петербургская стратегия сохранения культурного наследия (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 № 1681), благодаря которой его не снесли. В октябре 2005 года президент страны Владимир Путин передал здание театра в ведение БДТ имени Товстоногова. Это событие приурочили к юбилею Кирилла Лаврова, тогда художественного руководителя БДТ. Затем началась работа по проектированию реставрации и приспособления здания под современное использование».

Конечно, к современному театру предъявляют определенные технические требования. В том числе большие гардеробные, туалеты, необходимые технические помещения, гримерные и административные помещения. Таким образом, было принято решение сделать подземный этаж.

«Задача была непростая – в условиях зыбких грунтов, недалеко от воды, среди других объектов культурного наследия провести подземные двухуровневые работы. В первую очередь обустроили цокольный этаж. В дальнейшем здесь расположили техническое оборудование сцены и зрительного зала театра. Затем сделали подземный этаж, на котором разместили гардеробы, кафе для зрителей и буфет для актеров и персонала, склады декораций и реквизита, вспомогательные и бытовые театральные помещения, технические и инженерные помещения», – сказала Александра Зацепина.

Фото: сайт детской художественной школы имени Б. М. Кустодиева

Особняк княгини Кугушевой, Каменный остров, Боковая аллея, 1/Малой Невки наб., 27

Во второй половине XIX века на Каменном острове один из участков берет в аренду вдова княгиня Кугушева и заказывает здесь проектирование особняка архитектору Константину Прейсу. Он в тенденциях того времени выполняет его в стиле поздней эклектики.

«Чем такая архитектура отличается от ранней эклектики? Уже пропадает ориентация на тип здания при выборе исторических прототипов. Используются любые архитектурные стили, потому что задача архитектора, который проектирует постройки для Каменного острова, – создать уникальный проект, который не будет повторять работы его коллег на этой территории», – говорит Александра Зацепина.

В работе Прейса, по ее словам, как раз можно увидеть смешение стилей. Здесь есть и элементы готики, которая отражена в форме башни особняка, наличники, которые отсылают нас к русскому стилю, а также элементы средневековой архитектуры Европы.

«Первый этаж сделан из кирпича. На тот момент производство этого материала уже налажено, вовсю работают заводы по его производству. В архитектуре этого здания мы видим, как постепенно подступает модерн: акцент постройки – башня, к нему пристроен основной объем здания, а вход был с угла, как бы по диагонали», – сказала эксперт.

В советское время, после национализации, в здании располагалась коммунальная квартира, которую впоследствии расселили. Сегодня в стенах особняка работает Детская художественная школа имени Б. М. Кустодиева.