Алексей Кочетков: «Имя Колчака – это лакмусовая бумажка отношения человека к русскому миру»
150 лет назад, 4 ноября 1874 года, в Петербурге родился Александр Васильевич Колчак – русский государственный, политический и военный деятель, ученый-океанограф, полярный исследователь, флотоводец, адмирал.
Алексей Кочетков, политолог, координатор движения «Русский союз», рассказал о личности адмирала.
«Александр Колчак для русских патриотов – фигура трагическая и очень масштабная. Есть некий исторический штамп, что и противоречивая. Но в нем не было ничего противоречивого – судьба Колчака была трагичной, как и само время, в которое он жил. С одной стороны, это блестящий морской офицер, человек из хорошей семьи, с традициями служения Отечеству. Человек, абсолютно преданный своей Родине, не революционер и не прохвост, искавший лишь собственной выгоды, – отметил политолог. – Колчак был выдающимся полярным исследователем. За короткий период своих полярных походов он сумел внести в эту сферу такой вклад, что мы до сих пор пользуемся плодами работы Колчака и его соратников. К тому же он выдающийся флотоводец, теоретик и практик минной войны на море и т.д.»
Когда члены Белого движения выдвинули его кандидатуру на пост верховного правителя России, то даже видные боевые генералы Врангель, Деникин и Алексеев признали его старшинство.
«В итоге он какое-то время был легитимным руководителем возрождавшегося государства Российского. Колчак был человеком, который даже в условиях острой нехватки человеческих ресурсов сумел объединить разрозненные силы, противостоявшие большевикам, в таком сложном регионе, как Сибирь: огромные пространства, мало людей и особенно военных ресурсов. Но даже в этих тяжелых условиях он умудрился противостоять такой мощной и хорошо вооруженной силе, как Красная армия. Ведь большевики пользовались всеми логистическими преимуществами, имели огромный численный перевес, а военные склады, оставшиеся после Первой мировой войны, находились в основном под их контролем. Военная промышленность России также располагалась в подконтрольных им регионах», – напомнил Кочетков.
Колчак оказался заложником ситуации и пытался решать проблемы, которые покажутся неразрешимыми даже многим современным военачальникам.
«Его основными союзниками в Сибири оказались люди недостойные, как в поговорке: «Лучше умные враги, чем хитрые друзья». Однажды ему улыбнулась фортуна – войска под командованием Колчака захватили часть золотого запаса Российской империи в Казани. Со средствами у него проблем не было, зато были огромные проблемы со средним офицерским составом, командирами и генералами. На юге России в отрядах Белого движения в штурмы ходили полковники и капитаны с блестящим военным образованием и опытом, а в Сибири Колчак был вынужден назначать своими генералами поручиков. Нехватка кадров в его армии была колоссальной», – указал эксперт.
Также среди союзников Колчака оказались чехи и французы, которые в ходе Гражданской войны играли в собственную игру, говорит он.
«Войска Антанты совершенно не собирались помогать России, их целями были ее разграбление и захват территорий. Чехи, союзничавшие с Колчаком, были людьми, оказавшимися в России волею обстоятельств, и на русских им было глубоко наплевать. Руководители Чешского добровольческого корпуса отдавали себе отчет, кто засел в Москве и Петербурге. Они воспринимали большевиков как немецкую агентуру и знали, что в рядах красных воевали их заклятые враги – мадьяры, австрийцы и немцы. Но и русским они ничем обязаны не были, часто жестоко грабили подконтрольные им селения, десятками убивали людей, и вреда Колчаку от них в итоге было намного больше, чем пользы. Местное население быстро их возненавидело, а вместе с ними и Колчака, который вынужденно сотрудничал с ними. Ему нужно было любой ценой спасать Россию», – сообщил аналитик.
Большевики, как враги Колчака, дополнительно демонизировали его образ в глазах народа.
«Для русских патриотов Александр Колчак остается великим человеком, который не сумел перебороть ситуацию, в которой оказался. Все-таки он был русским офицером, а не государственным деятелем, у него не было опыта управления целым квазигосударством. Он мог управлять флотом, командовать экспедициями, то есть командовать теми, кто готов беспрекословно выполнять его приказы. Но в Сибири у него не было управленческого аппарата, а под его началом оказались, по сути, добровольцы разных мастей. Их нельзя было заставить делать то, чего они не хотели, иначе они просто переходили на сторону врага или сбегали. Да и сама Сибирь тогда была, по сути, диким полем, малолюдным и инфраструктурно не развитым, вся жизнь там теплилась только вокруг Транссиба, – пояснил Кочетков. – У Колчака просто не хватило человеческих ресурсов, чтобы опрокинуть мощную силу большевиков, которые использовали все ресурсы Центральной России. А его союзники в какой-то момент и вовсе парализовали ситуацию: они не хотели воевать, им было достаточно награбить и сбежать с этим барышом подальше на восток, а потом – домой».
Увековечение памяти Колчака – очень неудобная тема как для коммунистов, так и для тех, кто в тот период «опрокинул Россию вверх тормашками».
«Исторически выходит так: если такие достойные люди, как Колчак, воевали против вас до последнего, то кто вы-то тогда такие? Люди, противостоявшие белым, фактически работали на врагов России, да еще и получали от них за это деньги. Именно большевики подписали «похабный мир» с Германией и в итоге потеряли территории и вынуждены были выплачивать огромные контрибуции по итогам Первой мировой. Они же уничтожили в России целые социальные страты, нехватку которых мы ощущаем до сих пор. При помощи коллективизации они уничтожили миллионы русских крестьян. А из-за своей политической бездарности они на четыре года окунули Россию в пучину Гражданской войны», – напомнил Кочетков.
По его мнению, память о Колчаке нуждается в историческом очищении.
«Сегодня в России достаточно желающих узнать, кем был Александр Колчак, чего он хотел и что он делал – не в коммунистическом изводе, а на самом деле. К сожалению, основная масса россиян привыкла потреблять историю в уже готовом виде. Но историческая правда в любом случае восторжествует. У нас, простите, вся страна до сих пор утыкана сотнями памятников историческим преступникам, террористам, предателям, серийным убийцам – лидерам большевиков и их соратникам. И в России всего несколько памятников настоящим патриотам, которые отдали все, чтобы в стране не случилось коммунистического ужаса. Но морок неправильного представления о собственной истории рано или поздно спадет. Как говорится, «Ленина больше всего защищают люди, которые вообще ничего о нем не знают», — говорит Алексей Кочетков.
Рано или поздно современные историки должны констатировать — русский народ страшно проиграл в Гражданской войне, уверен он.
«И последствия этого проигрыша мы продолжаем испытывать на себе до сих пор. Русский народ тогда лишили очень важных, необходимых для любого народа социальных групп. Все мыслящие люди и все, способные сопротивляться большевистской машине, были очень технологично уничтожены. Русских людей превратили в «гумус» для воплощения каких-то безумных экспериментов, по сути, лишив собственной идентичности. Иными словами, нас сделали советскими людьми в полном соответствии с западным проектом. Колчак же – это пример для любого честного человека, готового ради своей родины до конца бороться с ее врагами. У него была возможность остаться в Америке или Британии, человек с такими компетенциями был желанным для любой страны. Но он выбрал борьбу и гибель в России, сознательно пойдя на смерть, как настоящий боевой офицер. Поэтому в истории он должен остаться как символ русского офицера и человека», – заключил политолог.
Отношение к героям Белого движения – это вообще лакмусовая бумажка отношения человека к русскому духу и русскому миру, считает спикер.
«Сегодня нет деления на красных и белых, но есть деление на русских и русофобов. Если вы поклоняетесь Сталину, Ленину, Марксу и Энгельсу, значит вы русофоб. А если для вас Колчак – боевой офицер, полярный исследователь и просто Гражданин с большой буквы, то вы русский человек и патриот своей Родины», – заключил аналитик.
Александр Колчак родился 4 (16) ноября 1874 года в Петербурге. В 1888-м поступил в Морской кадетский корпус, который окончил осенью 1894-го в чине мичмана. Участвовал в плаваниях на Дальний Восток, Балтийское и Средиземное моря, а также в научной Северной полярной экспедиции. В Русско-японскую войну 1904–1905 годов командовал эсминцем, затем береговой батареей в Порт-Артуре. До 1914-го служил в Морском генштабе. В Первую мировую войну был начальником оперативного отдела Балтийского флота, затем командиром минной дивизии. С июля 1916 года – командующий Черноморским флотом. Вошел в историю как руководитель Белого движения во время Гражданской войны в России. С 18 ноября 1918-го по 7 февраля 1920-го – Верховный правитель России и Верховный главнокомандующий Русской армией. В январе 1920-го, во время отступления белых войск и эвакуации сил Антанты из Сибири, был выдан в Иркутске командованием Чехословацкого корпуса местным властям. 7 февраля 1920 года расстрелян по постановлению Иркутского военно-революционного комитета, который возглавляли большевики.