Кто отвечает за неправильное лечение пациентов в Петербурге
Эксперты рассказали, что такое «врачебная ошибка». Она подразумевает ситуацию, при которой врач не мог предусмотреть и предотвратить обстоятельства и в ходе «добросовестного заблуждения» допустил ее, но не из-за халатного отношения к своим обязанностям. Как считает главный врач частной клиники, член совета РОО «Врачи Санкт-Петербурга» Александр Сонин, сегодня врачи недостаточно защищены от необоснованных преследований.
«Дело в том, что пациент может умереть или получить осложнения, даже если врачом выполнены все необходимые действия. К сожалению, в обывательском понимании врачебная ошибка часто тождественна вине врача, а в мире это не так», – рассказал Александр Сонин.
В законодательстве нашей страны понятие врачебной ошибки не закреплено. Юристы используют иную формулировку – оказание некачественной медицинской помощи или услуг. Это подразумевает неправильный выбор врачом метода профилактики, диагностики, лечения или реабилитации. Но, по мнению экспертов, в гражданском законодательстве, в отличие от уголовного, есть презумпция вины нарушителя. И он виновен до тех пор, пока он не докажет свою невиновность.
«В подобных ситуациях медицинская организация будет отвечать полностью, а врач – только в пределах должностной инструкции. Клиника сможет себя защитить, в том числе тем, что не будет торопиться наказывать врача и сообщать об этом пациенту. Наказание врача суд приравнивает к признанию вины. В уголовном процессе, если дело возбуждено и установлено, что нарушен какой-либо пункт приказа – врач практически «обречён». Поэтому нужно не надеяться на то, что «разберутся», а подойти к документации с полной серьёзностью», – рассказала член Ассоциации юристов России Евгения Примечаева.
Судебная практика последнего времени показывает, что в таких делах произошли сдвиги. Например, изменился подход при рассмотрении жалоб медицинских организаций.
Как отмечает начальник юридического отдела СПб ГБУЗ «Елизаветинская больница» Мария Попова, нижестоящим судам указывают на необходимость более тщательного выяснения обстоятельств оказания медицинской помощи.
«В первую очередь на то, что юридическое значение могут иметь дефекты оказания медицинской помощи пациенту, только если они могли способствовать ухудшению состояния здоровья и ограничить право на получение своевременного и отвечающего установленным стандартам лечения», – рассказала Мария Попова.
Юристы по медицинским делам с осторожностью воспринимают законопроект, внесенный в Госдуму, который предлагает характеризовать действия врачей по лечению пациента как «медицинскую помощь». Сегодня же они именуются «медицинской услугой». Подробнее читайте в материале «Вечерки».